OTARI   MX5050II









Немного о японцах. Нет, не о велосипедных комплектующих с резьбой метрического профиля диаметром 10.5 мм и шагом 24 нитки на дюйм. Сегодня о магнитофоне OTARI MX5050 версии II-4. Вообще-то изначально он был II-2, но владелец пожелал переделать его в II-4. И поскольку штатно такой вариант тоже существовал, то пуркуа бы и не па, как говорят японцы? Тем более, что изначально он был ещё и 100-вольтовым, но поскольку внутри он "мультивольтажный", то и к переделке его на 220 я тоже отношусь положительно. Вот он, стиляга:

Беленькие стрелочки на чёрном монтажном столике (на картинке выше) нарисованы не просто так: они указывают положение остальных головок, если ленту приложить позицией воспроизводящей головки к перпендикулярной канавке. Грамотно! Впрочем, аналогичное решение уже было в Штудере C-37, так что тут японцы не первые. А в чём же они первые? Ну, для начала, в тех же Штудерах уже было реализовано воспроизведение одного канала записывающей головкой в то время как другие каналы писались той же записывающей головкой. Это нужно при многоканальной перезаписи для того, чтобы новый записываемый звук был синхронен с прежним, воспроизводимым. От того и называется этот режим SYNC. Но японцы первыми кнопку переключения этого режима подписали SEL-REP. То ли Select, то ли Self, что хочешь, то и думай...

Регулировка выхода в МХ5050 сделана тоже по типовому решению: переключатель под регулятором выходного уровня даёт возможность пустить сигнал либо напрямую, либо через этот регулятор, и у Штудеров это называется Calibrated/Uncalibrated. Японцы, как и в случае с режимом SYNC, решили быть первыми и назвать это по-своему: Standard Reference Level (это и есть то самое, что после галочки > скрывается под аббревиатурой SRL). Звучит довольно громко, однако не соответствует действительности, поскольку уровни у японцев не слишком стандартные, да и ни разу не референсные. Это, однако, не всё. Левая кнопка TEST OSC по уму должна быть подписана ON, а не 1KHz, ибо она производит включение генератора, но не выбор его частоты. Частота генератора и так 1 кГц. А вот правая кнопка должна быть подписана 1/10kHz, а не просто 10KHz, поскольку именно она и производит выбор частоты генератора. При этом диод D506 стал бы лишним, а в логике работы кнопок исчезла бы двусмысленная ситуация одновременного нажатия их обеих. В существующей логике (по-видимому, японской) генератор включается любой из клавиш: хоть 1KHz, хоть 10KHz, но клавиша 10KHz имеет больший вес, так что при одновременном их нажатии генератор будет выдавать 10 кГц, а не микс из двух частот. Впрочем, наличие такого встроенного генератора уже хорошо и полезно, поскольку в катушечных магнитофонах он встречается не часто.

Но на этом японская логика не заканчивается. Если более низкий режим мы обычно реализуем в отпущенном состоянии клавиши, а более высокий — в нажатом (например, POWER когда выключена, то она отпущена, а когда включена, то нажата), то SPEED HI также должна быть в нажатом состоянии, а не в торчащем. Точно так же в нажатом состоянии, а не в торчащем, должна быть и REEL LARGE, тем более, что все эти три кнопки находятся в одном ряду. Но нет, японская логика иная, это видно по пиктограммам. Я удивляюсь, как японцы ещё не перепутали, скажем, Supply и Take-Up двигатели. Вообще, в этом магнитофоне есть ещё много неточностей и ошибок, но пока хватит, потом по ходу дела буду вспоминать о них.

Одна из претензий к работе магнитофона заключалась в неточной скорости ведущего двигателя. Открываем его схему, чтобы хоть примерно предварительно понять, где можно искать неисправность, и первым делом видим надпись REGURATED. Нет, я-то понимаю, что там должно быть написано REGULATED, но почему ж японцы этого не понимают? Ведь для них английский язык такой же чужой, как и для меня. В остальном же... эта схема почти один в один (за исключением того, что отсутствуют элементы реверса) является схемой ведущего двигателя ДБ-95 от Электроники-004. И неудивительно, поскольку в ОТАРИ тоже установлен двигатель от Shinano Tokki (на картинке слева). Вон она, та же магнитная головка в качестве датчика, та же шестерёнка на те же 174 зуба, тот же индуктивный датчик положения ротора, разве что диаметр тонвала здесь 7.8 мм да всё родное-импортное, а не просто изготовленное по лицензии. Кстати, боковые асинхронные двухфазные двигатели той же фирмы (на картинке справа). Но с боковыми проблем нет, а ведущему действительно пришлось подтянуть все три скорости, поскольку они были занижены на 0.3...0.6%, да и тонвал уже был изношен на пару-тройку микрон, так что я выставил частоту его вращения с учётом этого износа.

Пределы регулировок на всех трёх скоростях составляют примерно ±5% (где-то чуть больше, где-то чуть меньше), чего, с одной стороны, вполне достаточно при разбросе параметров остальных компонентов не более тех же 5%, а с другой — даёт возможность довольно точно выставить требуемую частоту. Во всяком случае я уложился в погрешность менее 0.01%, и она уже была обусловлена разрешением моего частотомера в 0.3 Гц. А вот регулировка потенциометров обратная, то есть вращение движка потенциометра по часовой стрелке уменьшает скорость двигателя. Японцы же! Нет, она была бы прямая, если б крутить потенциометры со стороны деталей, за синий пластик. Но, во-первых, плата установлена "вверх ногами", так что скорость удобнее регулировать со стороны печати. Во-вторых, со стороны деталей плата прикрыта радиатором (картинка слева), в котором хотя и оставлены три отверстия напротив заветных потенциометров, но их диаметр мал, так что в них проходит только отвёртка PH1, тогда как в потенциометрах шлиц PH3. А в-третьих, плата установлена так, что даже и отвёртка PH1 задевает за ведущий двигатель. (картинка справа) Но в плате предусмотрены и отверстия для доступа к потенциометрам со стороны печати, и там потребуется отвёртка с плоским шлицом 2.5мм. Но тогда регулировка получается обратная! Но и в этом случае доступ к потенциометрам закрыт, на сей раз приёмным боковым двигателем. Поэтому для регулировки проще всего открутить 4 винта и снять плату, оставив её на весу, что я и сделал. Тем более, что и доступ к контрольной точке для измерения частоты датчика возможен тоже только при снятой плате. Как таковой этой контрольной точки нет, я просто подключился к 1-му выводу компаратора LM2901. Он с открытым коллектором, поэтому такие "издевательства" как, например, замыкания на корпус, переносит совершенно спокойно. К слову, потенциометры на плате расположены в порядке High, Low, Mid, то есть средняя скорость (19 см/с) совсем не в середине, а ближайшая к нам, наиболее доступная для регулировки. Почему было не расположить их по порядку High, Mid, Low — не знаю, тайна сия великая есть, покрытая японским мраком.

Но давайте же проверим и звук. И снова возвращаюсь к ошибкам и неточностям. На схеме платы REC&REPRO_AMP A10680 не отмечены типы транзисторов Q311...Q317 (и Q411...Q417 тоже). Там же на схеме в нумерации выводов разъёмов XLR перепутаны 2-й и 3-й выводы. Но в реальности распайка правильная! И да, только выход на наушники несимметричен и выполнен на джеке, а всё остальное — полная симметрия, хотя и электронная. Это означает, что для подключения несимметричных источников можно замкнуть 1-й и 3-й контакты их разъёма XLR перемычкой, но при подключении несимметричного приёмника этой перемычки быть не должно! И я уже говорил о странном порядке расположения компонентов на плате ведущего двигателя. Ну так на плате усилителей наименование платы PB9A482 и даже само имя фирмы "otari" вообще написано вверх ногами. Вы ж понимаете, что после такого отношения фирмы к самой себе я могу написать её имя с маленькой буквы!

В начале я уже говорил, что магнитофон мультивольтажный. Он ещё и двухстандартный, то есть позволяет работать как с коррекцией NAB, так и IEC. Причём, в отличие от, например, Ревокса А77, этот Отари корректно реализует обе коррекции в каналах как воспроизведения, так и записи. Правда, в канале воспроизведения нижняя постоянная времени для коррекции IEK вместо обычных 7950 мкс равна 7294, а для NAB вместо 3180 — 2769, что с учётом неизбежного подъёма низких частот головкой воспроизведения вполне приемлемо. Однако в этом экземпляре пара диодов D512 и D513 были припаяны со стороны печати так, что нарушали управление нижней постоянной времени. Эта диверсия была сделана на заводе-изготовителе, поскольку оставшиеся свободными контактные площадки были без следов пайки. Я выполнил монтаж согласно схеме, поскольку в этом месте в ней ошибок нет. А где есть? А есть рядом, в номиналах резисторов цепей формирования верхней постоянной времени R130-R131 и R132-R133. Если первая пара даёт формирование двух постоянных в одном и том же положении потенциометра VR102 вполне удовлетворительное, то вторая — неудовлетворительное. Я заменил R134 на 10 кОм, при этом диапазон регулировки постоянной для скорости 9 см/с составил 83...141 мкс (это позволяет настроить её хоть на 90 мкс по современному стандарту, хоть на 140 мкс для воспроизведения совсем старых записей), а освободившимся резистором на 6к8 заменил R133. При этом получилось тоже не идеальное попадание в обе постоянных (туда бы 7к1), но уже вполне удовлетворительное. Здесь надо заметить, что магнитофон не просто двустандартный, но ещё и двуформатный: у него две головки воспроизведения, так что одной можно воспроизводить 2-дорожечные записи, а другой — 4-дорожечные. И если все 4-дорожечные записи должны быть сделаны в НАБе, то 2-дорожечные могут быть в ИЕКе, а могут тоже в НАБе, поэтому переключать коррекцию надо вручную. Нельзя возложить это на переключатель числа дорожек. А вот записывающая и стирающая головки только одного формата, в данном экземпляре 4-дорожечного, поэтому при записи следует не забывать ставить не только переключатель коррекции в позицию NAB, но и переключатель числа дорожек в позицию 4Т. Однако, световой индикации числа дорожек нет, и узнать о положении переключателя можно лишь подняв крышку блока головок! Даже я споткнулся об это место, когда попытался сделать на этом аппарате первую пробную запись и не сразу сообразил, почему она не идёт, поскольку после предыдущего замера переключатель остался в позиции 2Т ...

Но вспомним, что и уровень записи в разных коррекциях тоже разный. В НАБе он принят 256 нВб/м, а в ИЕКе — 320. И в MX5050 это учтено! Но не автоматически, а возложено на пользователя, который должен не только включить NAB, затем 4Т, но и не забыть перещёлкнуть переключатель уровня записи в положение MID (средний, то есть 250). Кроме MID и HIGH (высокий, то есть 320) есть ещё и положение LOW — низкий, то есть 185 нВб/м. Это тоже для НАБа, но японского, для совсем уж старых лент. И всё надо переключать вручную! Это для того, чтобы пользователям ОТАРИ жизнь мёдом не казалась. Всё надо помнить и всё понимать, для чего какой рычаг нужен, тем более что 4 из них находятся на задней стенке, не сразу про них и вспомнишь. Ах, да! Рычагов 4, а я рассказал только про два. Третий имеет два положения и заведует выходным уровнем: его можно установить равным либо -10дБ, то есть 250 мВ, либо +4дБ, то есть 1.23В. И если +4дБ я могу понять (хотя +6дБ намного привычнее), то наличие "бытового" (то есть несимметричного) уровня на симметричным выходе для меня не очень объяснимо. Несимметричных разъёмов (RCA или DIN) в этом аппарате нет. А возможность получения уровня для них есть. С линейным входом та же ситуация: если его чувствительность нормирована -15 дБ (примерно 138 мВ), чего достаточно как для симметрии, так и для несимметрии, то входное сопротивление равно 16 кОм, чего с трёхкратным запасом достаточно для симметрии, но втрое недостаточно для несимметрии. Четвёртый же переключатель на три положения управляет микрофонным входом, позволяя во втором положении ослабить сигнал на 20 дБ для высокочувствительных микрофонов (студийных конденсаторных), а в третьем и вовсе отключить этот вход за ненадобностью.

Так что же со звуком? А не так уж и плохо. Сначала я установил переключатель уровня записи в положение HIGH (320 нВб/м), переключатель выходного уровня — в положение тоже HIGH (+4дБ=1.23В), переключатель > SRL перещёлкнул вправо, также вправо до упора выкрутил обе ручки регулировки входного сигнала INPUT и, подав на линейный вход килогерцовый синус с предписанным уровнем -15 дБ, выставил на линейном выходе напряжение 1.23В, при этом VR108 и VR208 встали ровно в центр. По этому же уровню откалибровал и индикаторы, чтобы они показывали ровно 0. Коэффициент гармоник получился около 0.02%, представлен в основном 2-й гармоникой. А графиком слева представлены получившиеся АЧХ для входного сигнала (зелёная) и канала воспроизведения на скорости 19 см/с с коррекцией NAB (красная) и 38 см/с с коррекцией IEC (синяя). Небольшие завалы входного сигнала на низких и высоких частотах не превышают одного децибела и более чем допустимы. Подъём низких частот на коррекции NAB вызван неточностью формирования постоянной времени 3180 мкс. А разный ход высоких частот на разных скоростях вызван отсутствием переключения настройки ВЧ в усилителе воспроизведения. У головок воспроизведения фазировка сигналов оказалась правильная. А вот если воспроизводить один канал (а хоть бы и оба!) головкой записи, то там фазировка обратная! Я не стал это изменять, всё равно на слух эта фазировка ни на что не влияет, просто отметил себе этот подвох на всякий случай.

Я опускаю процедуру размагничивания лентопротяжного тракта и не буду останавливаться на настройке азимута, замечу лишь, что и здесь японцы отличились: у головок стирания и записи регулировка азимута прямая, то есть вращению регулировочного винта по часовой стрелке соответствует и вращение "морды" головки тоже по часовой стрелке. А вот у обеих головок воспроизведения регулировка обратная! Что помешало конструктору сконструировать одинаковые платформы для головок, мы уже вряд ли когда узнаем. Просто надо знать и помнить, что одна и та же операция у ГВ и у ГЗ в MX5050 выполняется по-разному, с точностью до наоборот. А, ну и выставлял азимут я по бытовой ленте, то есть толщиной 37 микрон, так как именно на такой ленте в последствии планируется эксплуатировать этот экземпляр. Справа на графике хорошо видно, как эта лента немного "гуляет" по тракту:

Кстати, о ленте. А на какую ленту следует писать на магнитофоне Отари MX5050? На самом деле вроде бы надо на японскую. Но в действительности всё не так, как на самом деле. Например, любимый многими Maxell UD-XL для этого магнитофона не подходит. Слишком высока у него чувствительность, так что нет возможности выставить один и тот же уровень в положениях переключателя мониторинга Source и Tape. Пришлось снова браться за паяльник и заменить пару резисторов рядом с регуляторами уровня записи (они слева от разъёма наушников выведены под шлиц), чтобы пределов регулировки этих регуляторов хватило и на хвалёный Макселл. Ток подмагничивания ему можно выставить по максимуму отдачи на килогерце (здесь удобно воспользоваться встроенным генератором), а можно и слегка добавить, чтобы уйти от максимума примерно на 0.4 дБ вниз. В этом случае мы попадём в минимум 3-й гармоники, который на скорости 19 см/с составил примерно 0.32%, а на 38 см/с примерно 0.28%. Запаса регулировок по высоким частотам в аппарате достаточно, ведь он рассчитан на такие старые ленты как Scotch-226, Scotch-206 и даже Scotch-177, и вот именно для них предусмотрено положение переключателя уровня записи 185 нВб/м. Правда, в руководстве обещано, что и на Ampex-406 и Ampex-456 магнитофон тоже вроде бы должен записывать исправно. Если кто не понял, последние две ленты ни разу не японские, а вполне себе американские, к тому же студийные: их толщина 52 микрона. И чувствительность 456-го Ампекса тоже очень высокая. Слева график показывает, что же получилось в сквозном канале после окончательной настройки. Довольно заметная на скорости 38 см/с змейка (впрочем, не превышающая 1-2 дБ) вынуждает ограничить диапазон частот снизу значением 31.5 Гц, сверху же граничная частота составляет 26 кГц по уровню 0 дБ. А на скорости 19 см/с вследствие неточного формирования постоянной 3180 мкс виден небольшой (пара децибел) горбик, который, впрочем, не помешает музыке, ибо поднимает тот участок спектра, где этот подъём полезен.

Немного остановлюсь на процедуре настройки канала записи при помощи встроенного генератора. На переднюю панель выведено под шлиц 4 комплекта регуляторов (по 2 на каждый канал), подписанные как RECORD BIAS, RECORD EQ и RECORD LEVEL:

RECORD BIAS — это регулировка тока подмагничивания, одна из важнейших регулировок канала записи. RECORD EQ — это регулировка уровня 10-килогерцовой частоты. И, наконец, RECORD LEVEL — это регулировка главного уровня, то есть 1-килогерцовой частоты. Но регулировок 3, а я только что сказал, что комплектов регуляторов 4. Где же ещё один? А он в середине: если регулировок подмагничивания и уровня сделано по одной в каждом канале, то регулировка RECORD EQ сделана индивидуальной для каждой из двух скоростей, поэтому их в каждом канале по две. Но подписаны они не так, как те две регулировки (BIAS и LEVEL): у тех расположенные рядом потенциометры отвечают за разные каналы, тогда как у RECORD EQ расположенные рядом потенциометры отвечают за разные скорости. Мало того: настраиваются RECORD EQ в последнюю очередь, поэтому их следовало бы и расположить не в середине, а самыми последними. Всё это (японцы же!) может сбить с толку неопытного пользователя. Но давайте обо всём по порядку.

Первым делом при настройке канала записи на конкретный экземпляр магнитной ленты следует установить оптимальный для неё ток подмагничивания. Оптимум, как известно из математики, это максимум или минимум, в зависимости от того, как идёт график интересующего нас параметра. А параметры нас интересуют разные: это и чувствительность ленты, и её искажения, и её шумы. И для большинства лент максимум чувствительности ленты не совпадёт, например, с минимумом её искажений. Но это не столь страшно, поскольку эти оптимумы находятся не очень далеко друг от друга! Поэтому для подготовки OTARI MX5050 к настройке вполне достаточно установить переключатель > SRL в правое положение, нажать кнопку 1KHz (кнопка 10KHz должна быть отжата), отжать обе жёлтые кнопки MONITOR и установить регуляторами входного уровня INPUT стрелки индикаторов по нулям.

А вот теперь пришло время запустить ленту на запись (не забыв установить переключатель на блоке головок в правильное положение), нажать обе жёлтые кнопки MONITOR (при этом стрелки, скорее всего, убегут от нуля) и, вооружившись подходящей отвёрткой с плоским шлицом (3 мм будет в самый раз), медленно повернуть регулятор для начала RECORD BIAS CH1 в любую сторону, следя за показаниями стрелочного индикатора уровня этого канала. Почему медленно? Да потому, что результаты нашей регулировки будут отображены стрелкой не сразу же, а через долю секунды из-за вполне заметного расстояния между головками записи и воспроизведения. При резких движениях регулятора (особенно на низкой скорости записи) хорошо видно запаздывание реакции на них стрелки индикатора! Если в ходе нашей регулировки стрелка начала двигаться влево, то надо сменить направление вращения регулятора так, чтобы она поползла вправо, потому что наша цель — найти максимум чувствительности. Итак, определившись с направлением вращения RECORD BIAS CH1, неторопливо крутим его до тех пор, пока стрелка не остановится или даже не начнёт двигаться влево. Влево — это значит, что мы прошли максимум, и нам надо вернуть регулятор немного назад, чтобы стрелка дошла до максимально возможного положения. Это будет вовсе не обязательно ноль на индикаторе! Этот максимум может оказаться как правее, так и левее нуля, нам важно лишь найти сам максимум, пользуясь только регулятором RECORD BIAS CH1. А после того, как мы его нашли, надо сделать то же самое с соседним регулятором — RECORD BIAS CH2. На этом первое дело будет закончено.

Вторым делом следует установить найденные максимумы на ноль. Для этого служат регуляторы RECORD LEVEL, расположенные на передней панели как бы последними. Поэтому, не останавливая ленту (запись так и идёт!), смело, но так же осторожно крутим каждый из этих регуляторов в ту сторону, куда нам надо изменить показания стрелочных индикаторов. Смело — потому что направление вращения здесь однозначно и поэтому сразу известно. А осторожно — потому что всё равно стрелка реагирует на наши действия с запаздыванием и, кроме того, эти регуляторы могут оказаться заметно резвее предыдущих (RECORD BIAS): небольшой поворот регулятора может привести к очень большому изменению уровня. После того, как мы установили обе стрелки на ноль, можно проверить правильность этой установки: при отжатых жёлтых кнопках MONITOR показания стрелочных индикаторов должны быть такими же, как и при нажатых. Правда, при отжатых кнопках стрелки будут стоять мёртво, а при нажатых они могут слегка колебаться (вследствие неравномерности полива ленты), но колебаться они должны вокруг того же самого значения, которое показывали при отжатых жёлтых кнопках. По окончании проверки надо не забыть вернуть обе жёлтые кнопки в нажатое положение, ведь мы ещё не закончили регулировку!

И, наконец, третьим делом следует установить желаемый уровень высокочастотных предыскажений RECORD EQ. В англоязычной терминологии нет разницы между коррекцией и предыскажениями, для них и то, и это — эквализация, поскольку фактически и это, и то выполняется примерно одинаковыми участками схемы. Но логика здесь в том, что коррекция стандартна, поэтому она никогда не выводится для регулировки на переднюю (да хоть бы и на заднюю!) панель, тогда как предыскажения — это как регулятор тембра, они делаются по вкусу, поэтому имеют право быть доступными для простого пользователя. Что же надо сделать для регулировки предыскажений? Для начала нажать кнопку 10KHz (при этом кнопка 1KHz может оставаться нажатой), увидеть изменение показаний стрелочных индикаторов уровня и попытаться скорректировать их регуляторами RECORD EQ точно так же, как это было только что сделано на одном килогерце. Но здесь есть пара-тройка особенностей:

1. Как я уже говорил, регулировка RECORD EQ сделана индивидуальной для каждой из двух скоростей. Поэтому надо быть внимательным, чтобы попасть отвёрткой в нужное отверстие, ибо каналы CH1 и CH2 здесь находятся не по соседству, а через один. А по соседству находятся регуляторы для разных скоростей. Попутно замечу, что для разных скоростей настройки RECORD BIAS и RECORD LEVEL тоже будут немного отличаться. И хотя эта разница вряд ли превысит 0.5...1 дБ, но она будет, а возможность для её компенсации — нет. С этим надо просто смириться, понимая, что идеально настроить MX5050 возможно только на одну скорость.

2. На низкой скорости может не получиться выставить один и тот же уровень на одном и десяти килогерцах, особенно если низкая скорость — 9 см/с. Дело в том, что настройку уровня на 1 кГц мы вели на довольно большом уровне, равном нулю. А не каждая лента на низких скоростях допускает на 10 килогерцах такой уровень! Поэтому если у вас получилось при помощи регуляторов RECORD EQ выставить стрелки индикаторов на 10 кГц в ноль, то это хорошо. А если нет, то, не прерывая записи, просто отожмите обе жёлтые кнопки MONITOR, ручками входного уровня INPUT установите уровень поменьше, ну хотя бы -10 дБ, и попытайтесь регулировками RECORD EQ получить эти же -10 дБ при нажатых жёлтых кнопках MONITOR. При уровне -10 дБ это должно получиться на любой более-менее подходящей магнитной ленте! Впрочем, хорошие ленты позволят вам выставить 10 кГц и при нуле децибел.

3. При отжатых жёлтых кнопках MONITOR показания стрелочных индикаторов на 1 кГц и на 10 кГц могут отличаться. Так будет в случае неточной настройки встроенного генератора. Это, конечно, неприятно, но не так уж и страшно. В этом случае надо сначала при отжатых жёлтых кнопках установить регуляторами входного уровня желаемый уровень (0 или -10 дБ), а затем нажать жёлтые кнопки (запись по-прежнему идёт!) и регуляторами RECORD EQ добиться на стрелках того же значения.

На этом настройку магнитофона под конкретный тип ленты можно считать завершённой. Конечно же, по окончании надо отжать обе кнопки TEST OSC, чтобы тем самым отключить встроенный генератор и подключить вместо него линейный вход.


25 декабря 2024 года. На главную Евгений Цветиков.