Telefunken Maghetophon M5









Этот магнитофон королём магнитофонов не назвать. Не тянет он на короля. Однако и обойти его вниманием было бы несправедливо. Нет, это не Телефункен М15, с которого в своё время резали винил на нойманновских станках. И уж конечно это не Magnetophon K1, с которого всё началось в 1935-м году и которых в наше время уже не осталось. Это Telefunken "Magnetophone" M5. Ламповый. К тому же моно. 1962-й год. 52 килограмма чистейшего немецкого звука.

Telefunken „M5“ был разработан как более лёгкое выездное студийное устройство в качестве аналога тяжёлой стационарной машины T9u. Отличительной чертой модели М5 является объединение лентопротяжного механизма и усилителей в едином конструктивном блоке. Напомню, что самый первый К1 содержал в себе не только ЛПМ и усилители записи-воспроизведения, но и контрольный усилитель мощности на 2 ватта. Но К1 был односкоростным. М5 более универсален за счёт наличия трёх скоростей движения ленты: 76, 38 и 19 см/с (был вариант с более тонким тонвалом для скоростей 38, 19 и 9.5 см/с).

Он вполне допускает стерео-версию M5St путём замены блока головок и добавления ещё одного этажа (точнее, подвала) с усилителями записи и воспроизведения. Но ко мне в ремонт попал монофонический, к тому же весьма многострадальный, побывавший до меня ещё в нескольких ремонтах и претерпевший многочисленные замены родных компонентов схемы на такие же по параметрам, но всё-таки не родные. Вместе с переключением промежуточных роликов (да-да, вы не ослышались: переключение скоростей в М5 выполнено чисто механически, а отказ от прямого привода тонвала немцы обосновывают необходимостью применения трёхскоростного двигателя с переключением полюсов, который будет очень большим и тяжёлым) переключаются и параметры усилителей записи-воспроизведения. Коррекция в те годы уже была немного стандартизирована, так что постоянные времени канала воспроизведения на скоростях 76 и 38, равные 35 микросекундам, остались до сих пор, а вот 100 мкс для 19 см/с и аж 200 мкс для 9 см/с по нынешним меркам многовато. Забегая вперёд, скажу, что я сделал на 19 см/с современную коррекцию, равную 70 мкс.

А что в его механике есть ещё интересного кроме промежуточных роликов? А ещё есть промежуточный тормоз и промежуточные пассики! Как я уже сказал, переключение скорости ленты осуществляется механически. Два трёхступенчатых шкива, один из которых сидит на валу двигателя, другой на тонвале, соединены промежуточными роликами. На скоростях 19 и 38 ролики узкие, каждый держится на своём рычаге, а на 76 см/с ролик широкий, его держат два рычага, поэтому всего таких рычагов, как вы можете видеть на картинке слева, не три, а четыре! Чтобы убедиться в том, что скорость ленты соответствует заданной, возле тонвала есть стробоскоп, а чтобы в случае несоответствия сделать скорость равной заданной, есть небольшой тормоз, выведенный под шлиц на лицевую панель и подтормаживающий маховик тонвала!!! Вот так решили немцы вопрос стабилизации скорости...

Справедливости ради замечу, что в следующей модели M5B (которая уже была и стерео, и транзисторная) потомки тевтонских рыцарей всё-таки установили двухскоростной синхронный двигатель с переключаемыми полюсами, оказавшийся, кстати, ничуть не больше и не тяжелее непереключаемого, поэтому ни в M5B, ни в M5C мелкого шлица дополнительного тормоза на лицевой панели нет. Как нет и третьей скорости. А вот выключатель лентопротяжного механизма остался! При его включении включается, главным образом, ведущий двигатель. Его можно (и нужно) включать заранее, до нажатия кнопок "Play" или "Record", это приводит к очень быстрому пуску ленты. На роторе двигателя, установленного в этом экземпляре М5, отчётливо видна дата его выпуска: 15 февраля 1962 года.

Двигатель в разобранном виде

А это ручка переключателя скоростей. Слева показан повреждённый визир, который пришлось рассчитать, начертить и изготовить заново. Справа — он же, но не только восстановленный, а и собранный и уже светящийся тёплым ламповым светом, излучающим разумное, доброе и вечное. Шутки шутками, но даже мне, человеку далёкому от сентиментов, понравилось, как светится эта лампочка, ведь ручка переключателя закрывает своим телом значение включённой скорости.

Если К1 был трёхмоторным и при единственной скорости движения ленты не требовал никаких резиновых деталей (за исключением прижимного ролика), то М5 всего лишь двухмоторный, что для студийного аппарата вызывает сомнения. Но вспомним, что он создавался как выездной, а не студийный (несмотря на гордую надпись "Studio-Tonbandgeraet" в сервис-мануале). Второй двигатель вращает только подкатушечники, причём делает это постоянно, когда включён, а крутящий момент на подкатушечниках регулируется с помощью ленточных тормозов, которые от этого, разумеется, довольно интенсивно изнашиваются, и это тоже вызывает сомнения. Ленточные тормоза, в свою очередь, управляются от качающихся рычагов — датчиков натяжения ленты, а хитрая муфта всегда передаёт вращение от двигателя к приёмному боковому узлу независимо от направления движения ленты.

Ой, страсти-то какие!

Для доступа к тормозам необходимо демонтировать подкатушечники. Упс... А это что такое?! Нет, это не живые организмы, а давно высохшие трупики, но всё равно неприятно. Отвык я от этого... Регулировка натяжения резинового пассика привода подкатушечника достигается передвижением двигателя в продолговатых отверстиях, хорошо видимых на фото справа. Тормозные барабаны оказались смазанными так, будто смазчик, выполнявший эту операцию, понял её буквально! Впрочем, я с таким подходом сталкивался и ранее (например, в одном японском аппарате был смазан прижимной ролик: не его ось, а именно сам ролик). Разумеется, ленты пришлось отмачивать в спирте, а потом ещё и рихтовать, поскольку форма их была далека от идеала.

Ой, страсти-то какие!

Левый обводной ролик одновременно служит маховой массой, отфильтровывая колебания скорости, вызванные неравномерной намоткой ленты. Правый обводной ролик является мерным: он передаёт вращение на механический счётчик метража. Да, именно метража, поэтому его показания всегда правильны независимо от выбранной скорости движения ленты. Эта разумная мысль впоследствии была забыта проектировщиками магнитофонов и счётчиков ленты. Оба ролика касаются ленты со стороны основы, так что при остановке после перемоток левый ролик, вращаясь по инерции в течение пары-тройки секунд, ещё немного трёт ленту, но не рабочий её слой. Намного более лёгкий правый ролик благодаря обрезиненной своей поверхности после перемоток останавливается почти мгновенно. Очень удобна в работе ручка регулировки скорости перемотки: хоть она и имеет всего по три положения для каждого направления перемотки, из которых реально работают только два, а первое положение, как в подъёмных кранах, служит для торможения после остановки, но именно этот орган управления венгры в своих студийных магнитофонах позднее скопировали и улучшили, сделав эту регулировку, во-первых, плавной, а во-вторых, с возможностью остановки ленты именно в среднем (нейтральном) положении. Впрочем, это не единственное решение, которое они подсмотрели и грамотно позаимствовали.

05

Блок головок особенностей не имеет. Хотя... Это в 21-м веке легко говорить "особенностей не имеет"! А в конце 50-х годов предыдущего века не имели особенностей лишь кольцевые магнитные головки с сердечником из пермаллоя. Ферритовые сердечники ещё были новинкой. У стирающей головки этого аппарата именно ферритовый сердечник, что позволило легко и непринуждённо поднять частоту стирания (она же и подмагничивания) до 125 кГц. Довольно толстый сдвижной экран на головке воспроизведения плотно прилегает к неподвижному экрану, и вдвоём они очень эффективно защищают головку от внешних магнитных полей (в первую очередь от своих же двигателей, особенно ведущего). Между головками записи и воспроизведения виден ещё один ролик, гасящий продольные колебания движущейся ленты. Одна из направляющих стоек является подвижной и отводит ленту от головок при перемотках. В бытовых магнитофонах такое решение не применялось, а вот в студийных Штудер сохранил его до самого окончания аналоговой эры магнитной записи. Такое же решение применили и венгры с той лишь разницей, что у них эта отводящая стойка ещё и вращающаяся! Таким образом, если в М5 при перемотке лента трётся рабочим слоем о единственную неподвижную стойку, то в СТМах лента при перемотках не трётся вообще ни обо что. Встроенные ножницы позволяют быстро и точно разрезать ленту для монтажа или подклеивания ракорда.

Таковы основные особенности, которых этот блок головок, как мне сначала показалось, не имеет. Ах, да: надо же напомнить про лёгкую и быструю возможность замены этого блока. В таком монументальном аппарате так же быстро и легко помимо блока головок можно заменить только предохранители. А вот припомнить ещё хоть одну фирму, обеспечившую столь же лёгкую замену блока головок, мне не удалось.

При всём неудобстве доступа до таких, казалось бы, близких узлов, как обводные ролики и система слежения за натяжением ленты, сама регулировка этой системы выполнилась без проблем! Проблемы были только в процессе разборки и сборки этих узлов (как правого, так и левого) из-за, как я уже сказал, неудобного расположения крепёжных элементов в глубине шасси и, как следствие, плохого доступа к ним. Несмотря на кажущуюся примитивность механической системы управления натяжением ленты, она оказалась весьма надёжной в работе, если не считать неизбежного износа трущихся деталей. Более того, в ходе дальнейшей настройки магнитофона мне пришлось ещё много раз заправлять и снимать ленту, так что при этом выяснилось, что такая механическая регулировка натяжения очень удобна при заправке ленты, поскольку снимает подкатушечники с тормозов сразу же, как только лента касается обводных стоек! Ещё более того, очень послушно ведёт себя и ручное продвижение ленты в любую сторону, не сопротивляясь рукам оператора и не давая петель ленты. Впоследствии этот аспект был упущен и забыт многими (если не сказать всеми!) разработчиками и производителями магнитофонов.

Пробовать магнитофон на запись я даже не стал. И без этого ясно, что аппарат нуждается в полной настройке, а на скорости 19 см/с ещё и перестройке на современную коррекцию. Поэтому первым делом я подал 1 кГц с уровнем -14 дБ на V-ю секцию переключателя скоростей 178, при этом на выходе получилось 1.55В. Как и ожидалось, результат (на картинке справа) не обрадовал. И хотя нельзя сказать, что 0.26% нелинейных искажений, к тому же обусловленых в основном второй гармоникой, недопустимы в студийном магнитофоне, но лампы обычно дают более чистый звук.

Что ж, замена R177 на 1.6кОм, а R169 на 680 Ом вывела выходную лампу на существенно более линейный участок, снизив искажения УВ на полтора порядка (картинка слева). Замечу, что уровню в 0 дБ на этих графиках соответствует выходное напряжение 1.55В. Итак, ECC85 работает, и работает хорошо. Можно приступать к проверке и настройке УВ в целом.

Но что это? Какое-то подозрительное шипение... Выключаю аппарат и осматриваю, а больше прислушиваюсь, кто и откуда шипит. Ах, вот он: элемент 327, искрогасящий конденсатор на 0.2 мкФ и 125 вольт 1956-го года выпуска в цепи второй фазы мотора перемоток. А вот в цепи третьей фазы этого мотора аналогичного конденсатора нет, поэтому там он никогда и не зашипит! Стало быть, надо его пока просто выдрать из схемы, а там видно будет. В конце концов, элементы 329 и 330 выполняют эту же самую работу ничуть не хуже, а квартет дросселей 345...348 им только помогает.

Теперь можно проверить (и настроить) АЧХ. Это тоже интересный момент, поскольку коррекция в М5 сделана не совсем обычно для нашего времени. Аналогичное решение применил Мехлабор в своих СТМах парой десятилетий позже. Поэтому мне не составило большого труда найти "правильные" номиналы для частотозадающих цепей, а также несколько перестроить контур регулировки высоких частот для небольшого разгона частотного диапазона на скоростях 76 и 38 хотя бы до 24...28 кГц, да и на скорости 19 примерно до 20 кГц (изначально 76 и 38 писали до 18 кГц с завалом ноль, а 19 — до 15 кГц с завалом не более 1.5 дБ), после чего вывести общую АЧХ на всех трёх скоростях в более-менее горизонтальную линию с небольшим горбиком на верхах. Нулевой уровень на частоте 1 кГц я принял равным 250 нВб/м, 360 и 510 на скоростях соответственно 19 см/с, 38 и 76. Не пугайтесь завала низких частот: неизбежный подъём их головкой воспроизведения сделает своё дело. Результат мы увидим в сквозном канале.

После настройки канала воспроизведения можно перейти и к каналу записи. В нём я тоже немного подстроил режимы ламп по постоянному току, чтобы вторая гармоника не выпирала столь сильно. Конечно, в 60-х годах, когда ленты при остаточном магнитном потоке всего в 250 нВб/м давали 2-3 процента искажений по третьей гармонике, вполне возможно было допустить и вторую такую же. Но на дворе 21-й век, искажения современных лент снизились на порядок, логично и в магнитофоне сделать так же. Но здесь кроется небольшая засада: если до этого момента я везде измерял напряжения, то усилитель записи следует настраивать, измеряя ток записи. Для его измерения есть 45-й элемент: резистор сопротивлением 10 Ом. Понятно, что столь низкое значение выбрано для того, чтобы он не вносил в цепь записи заметного влияния. Но за это приходится расплачиваться и низким уровнем напряжения, измеряемого на этом резисторе: номинальному току записи соответствует уровень -35 дБ, иссчитываемый от референса в 1.55В. Из-за этого увидеть гармоники выше 2-й мне не удалось: они все утонули в шумах. Зато вылез фон переменного тока, который в действительности заметно ниже. Впрочем, 0.24% по второй гармонике — тоже хорошо, так что я на этом и остановился.

К сожалению, владелец магнитофона пожелал настроить его на не самую лучшую ленту MTP-480 производства казанского завода, а убедить его в ошибочности такого решения для такого магнитофона мне не удалось. На катушке 18-го номера этой ленты с трудом помещается 480 метров, что и отражено в её названии. Километровыми рулонами она не выпускалась. Полив у неё для бытовых лент очень даже ровный, но толщина чуть больше, хотя и всё равно меньше, чем у профессиональных. Из-за этой толщины я был вынужден ослабить натяжение ленты при подмотке, что привело к не очень стабильной работе правого узла. Тем не менее звук писать на эту ленту вполне возможно, важно лишь правильно установить ток подмагничивания...

Ах, да, подмагничивание! А ведь я ещё даже не проверил, работает ли генератор стирания, он же и подмагничивания. Подключаю осциллограф к контрольным клеммам и вижу частоту чуть более 80 кГц. Работает! Это хорошо, но мало! Надо уменьшить номиналы пары-тройки конденсаторов для повышения частоты до компромиссного значения примерно в 125 кГц, при котором и головка стирания не будет греться слишком сильно, и составляющие звука 15-20 кГц не будут давать слишком заметных интермодуляций с подмагничиванием. На осциллографе выставлено время развёртки 10 мкс/дел, так что 12 с половиной периодов — это как раз и есть 125 кГц. Форма вполне симметричная, впрочем, после регулировки контура на выходе усилителя записи я ещё дополнительно подстроил симметрию тока подмагничивания, поскольку такая регулировка предусмотрена. Более того, предусмотрена не только регулировка, но и контроль тока подмагничивания! Правда, контроль тока стирания не предусмотрен, поэтому там как получится, так и получится, но поскольку генератор единый, то и форма тока будет примерно одинаковая что в головке записи, что в головке стирания. Я говорю "примерно", потому что в цепи головки записи предусмотрен фильтр, вырезающий основную гармонику частоты подмагничивания, так что в чистом виде форму тока мы не увидим, а увидим только её искажения. Но поскольку эти искажения малы, то в отсутствии основной гармоники выставлять симметрию по минимизации искажений ещё более удобно!

На картинке справа показано, что же получилось при записи моего любимого килогерца, к примеру, на скорости 38 см/с. Чуть больше процента. Понятно, что MTP480 — это не BASF SM911, это вполне бытовая лента, разве что с довольно ровным (как я уже говорил, для бытовых лент) поливом, ну да уж что есть, то и есть. На остальных скоростях результат похожий, за исключением того, что на 19 см/с Кг составил полтора процента, а на 76 см/с — 0.8%, что, впрочем, вполне ожидаемо, ибо на скорости 38 см/с я выставил подмагничивание по максимуму отдачи на килогерце, на 19 см/с — по приемлемой АЧХ на верхах (и всё равно она оказалась неприемлемой), а на 76 см/с — по минимуму искажений на всё том же килогерце.

И наконец пришло время проверки и настройки АЧХ в канале записи. На скорости 38 см/с получилось так, что хоть сейчас бери магнитофон и тащи его на запись концерта! Диапазон частот от 20 Гц до 22000 Гц при неравномерности от 0 до +3 дБ. Конечно, при таких размерах головки воспроизведения есть не только неизбежный подъём низких частот (о котором я уже говорил ранее), но и столь же неизбежная "змейка", добавляющая жира и мяса в районе 30 Гц. А вот на других скоростях возникла небольшая проблемка с верхами: на 76 см/с их было в избытке, а на 19 см/с — в недостатке. Побороться пришлось и с их избытком, и с их недостатком, и всё равно я остался недоволен результатом. Впрочем, на 76 см/с диапазон частот составил 40...24000 Гц при неравномерности всё те же 3 дБ в плюс, то есть без завала. Конечно же, весь низ съехал по частоте вдвое, что и вполне ожидаемо. На высоких скоростях я измерял АЧХ при номинальном уровне сигнала, то есть 0 дБ. На 19 см/с я измерял АЧХ при уровне -10 дБ, и всё равно верха в районе 9 кГц провалились на 3 дБ, хотя и вылезли на те же 3 дБ в области резонанса контура регулировки ВЧ, так что при неравномерности ±3 дБ весь диапазон частот получился 30...20000 Гц. Низ, кстати, тоже можно было бы подкрутить, но я не думаю, что в наше время кому-то захочется писать ламповое моно на скорости 19 см/с. Да и цель записей на 76 см/с на мой взгляд тоже под сомнением, ведь для этой скорости нужна коррекция 17.5 мкс, тогда как здесь она вдвое больше — 35 мкс, от этого и лезут высокие частоты в изобилии. Оцифровывать же старые записи на 76 см/с — это самое то, для чего и нужен аппарат с такой коррекцией. Но писать на плохой ленте, вытягивая качество за счёт скорости??? Уж лучше сразу взять хорошую ленту и получить всё, что нужно, на красной скорости в 38 см/с. Ведь красная — это ещё и синоним слова "красивая"!


26 сентября 2024 года. На главную Евгений Цветиков.