Ремонт и настройка Studer C37









Пришло время познакомить читателя и с королём магнитофонов — Штудером модели С37.

Понятно, что на роль короля не могли претендовать ни Акаи, ни Тики с Таскамами (хотя последние и вполне таскабельны, что очень удобно для разъездной работы по концертам), ни даже Ампексы, не говоря уже об Олимпах с Электрониками. Но почему именно С37? Многие скажут: да ведь это же устаревшая модель, на которой если ещё и можно воспроизводить, то писать уж точно нельзя. Уважаемые дамы и господа, спешу вам сообщить, что писать можно на чём угодно, даже на бумаге, важен лишь результат! А о результатах записи на магнитофоне Штудер С37 я доложу в конце статьи. Итак, вот он, красавец (фото кликабельно, как и все последующие):

Ламповый. Но не насквозь. Выпрямитель питания у него выполнен на полупроводниковых диодах. Стабилизаторы накала входных ламп и натяжения подающего узла — на полупроводниковых триодах, то есть транзисторах, и полупроводниковых же стабилитронах. А вот стабилизатор анодных напряжений — полностью ламповый, даже источники опорных напряжений (стабилитроны) в нём взяты из справочника по электронно-вакуумным приборам, хоть на самом деле и являются газонаполненными. Ламповый в нём даже регулятор натяжения приёмного узла, если можно так выразиться об узле, стабилизация режима которого осуществляется с помощью лампы накаливания (к ней мы вернёмся в середине статьи). Ну и весь звук тоже на лампах. Но для начала посмотрим на блок головок на фото слева.

На блоке головок мы видим глубокие (до 0.75 мм) пропилы на щёчках направляющих стоек. Эти пропилы нам не нужны, ибо будут пилить дорогую в наше время ленту. Впрочем, она и в "то" время не была дешёвой. А повернуть щёчки в неизношенное положение не так-то просто, поскольку они, во-первых, затянуты гайкой, недоступной без демонтажа блока головок и после сборки составляют единую целую стойку, поворот которой служит для регулировки высоты. А во-вторых, на двух щёчках просто не оказалось неизношенных положений. Пришлось залить все эти расщелины лаком, после чего шлифануть поверхности до металла и нанести финишный слой лака вместо сошлифованного штудеровского. Кстати, о высоте: предыдущий мастер при ремонте подложил под блок головок компенсирующие шайбы:

Это следствие установки "неродной" головки воспроизведения (ГВ): её не удалось установить на высоту родной головки, поэтому пришлось поднять весь блок в целом на пару миллиметров, после чего опустить родные головки и направляющие стойки на ту же пару миллиметров, чтобы выровнять их с новой ГВ. Замер индуктивности дал значения 0.5 мГн для стиралки (это однодорожечная 1.017.400), 30 мГн для писалки (это двухдорожечная 1.116.052) и 200 мГн для воспроизводилки (это 1.116.063 от транзисторного B62, но с отломанным откидным экраном, поскольку в С37 откидывать его было бы нечем).

А у родной штудеровской 1.116.055 индуктивность была 700 мГн при тех же 4 микронах ширины зазора. Сюда просится 1.116.029 от лампового G36, хотя и она не идеальна в этом месте, поскольку оптимизирована для скоростей 9/19 см/с. Нет, конечно ещё лучше была бы 1.016.075, но тогда пришлось бы менять и головку записи.

Поэтому было решено переустановить существующую ГВ "вверх ногами", тем более, что это же не 4-дорожечная головка, у которой реально есть "голова" и есть "ноги"! В двухдорожечном формате всё гораздо более симметрично. Благодаря такому решению ГВ встала на высоту родной головки. Также на свои родные места были возвращены остальные головки и направляющие стойки, после чего компенсирующие шайбы, приклеенные мягким термоклеем, были безжалостно оторваны. Блок головок наконец-то обрёл свой более родной вид и сел в магнитофон плотно, без щели:

А на входе УВ пришлось внедрить повышающий трансформатор. Разумеется, не один, а два, поскольку и усилителей воспроизведения тоже два. Здесь надо остановиться и пояснить, что данный экземпляр аппарата является одностандартным, то есть пишет и воспроизводит только в стандарте коррекции CCIR (он же IEC) несмотря на наличие переключателя коррекции на передней стенке:

Переключатель-то есть, а таблички "CCIR-NAB" нет, равно как нет и проводов к этому переключателю. Нет, внутри этого блока они есть, а в кабель-канале и в усилителях записи и воспроизведения их нет. Соответственно, в усилителях записи и воспроизведения также нет и половины деталей, отвечающих за коррекцию NAB, так что за счёт наличия свободного места и есть возможность поставить на входах УВ повышающие трансформаторы, которые ко мне в своё время приехали аж из Кишинёва. На правом фото большой трансформатор на Ш-железе — это выходной, а левее него маленький в круглом экране — входной.

Но оставим пока в стороне до поры до времени усилители и займёмся лентопротяжным механизмом. Первое включение показало полное наличие отсутствия хоть какого бы то ни было присутствия подсветки абсолютно всех клавиш! Причина этого оказалась банальна: под клавишами нет ни одной лампочки. Причём если под пятью клавишами сохранились хотя бы цоколи, то под клавишей "Стоп" не было даже цоколя! А они там свои, "родные", ни с кем и ни с чем больше не совместимые.

Пришлось взять в руки ножовку, напильник и изготовить из подходящей пластиковой трубочки колечко. Затем из обрезка латунной полосы теми же инструментами вырезать две одинаковые ламельки, а из кусочка стеклотекстолита — разделительную пластину, на которую и приклеить супер-клеем эти ламельки. В итоге должно было получиться что-то такое напоминающее цоколь и удачно вставляющееся в патрон взамен потерянной лампы.

Кстати, оригинальные лампы были рассчитаны на питание напряжением в 24 вольта и потребляли при этом 80 мА. За неимением таких я установил современные лампы T5W2x4.6d на 24 В 30 мА, широко применяющиеся (или, может быть, правильнее будет сказать "применявшиеся") в Штудерах моделей А76, В67 и других, а также и некоторых Ревоксах. Несмотря на почти втрое меньший потребляемый ими ток, яркость их свечения оказалась вполне достаточной для подсветки клавиш.

Лампочки установлены. Едем дальше. А дальше — стоп! Если правый подкатушечник тормозит довольно неплохо, то левый почти не тормозит. Вскрываем большие круглые крышки над боковыми узлами и видим, что матерчатые ленты на тормозных барабанах основательно засалены и замаслены, а собственно тормозные стальные ленты помяты чьими-то шаловливыми ручками, а ещё и изрядно потемнели от непосильной работы. И это не цвета побежалости! Это закоксовавшийся налёт, относительно легко удалившийся при помощи мелкозернистой наждачной бумаги. Ужас, конечно, но ещё не ужас-ужас-ужас.

Ужас-ужас-ужас ожидал меня под тормозными барабанами: предыдущий мастер (не знаю, был ли это "товарищ" или "her") перепутал при установке барабаны местами, к тому же закрепил правый барабан по-японски: сикось-накось (на фото справа обратите внимание на круглый след от контрящего винта: этот след должен был остаться на плоской лыске, а не на цилиндрической поверхности вала двигателя), а под левым потерял один из винтов крепления двигателя (фото слева).

Также он потерял и одну антипроворотную шайбу в креплениях тормозов, которая, впрочем, позже "нашлась" в блоке стабилизатора. Упала туда, видимо. Я вполне допускаю, что всё это он проделал, пока заменял подшипники в боковых двигателях. Так это или нет, но подшипники в двигателях не шумели, и я не стал их менять.

Винт и прочий крепёж, конечно, не беда, я всё это поставил. А вот вал правого двигателя пришлось слегка шлифануть. И пока барабаны сняты, я отмочил их матерчатые ленты в уайт-спирите и изопропиловом спирте, после чего переклеил их заново.

Обратите внимание на внутреннюю поверхность посадочного отверстия барабана: на ней видны спиральные следы предыдущих неудачных попыток монтажа/демонтажа этого барабана на вал двигателя. Я снял этот барабан с левого двигателя, вал которого был беспроблемным, и от которого не могло остаться никаких следов или царапин. А барабан, снятый с правого двигателя, был почти не повреждён, поскольку установлен туда предыдущим мастером в последний момент.

Конечно, регулировать относительно свежие, незасаленные и не стёртые вусмерть тормоза — одно удовольствие! Требуемый момент в 1 кг*см легко установился в среднем положении регулировочного винта тормозных пружин. Датчик натяжения ленты оказался новее магнитофона, хотя и паяный уже в России. Это хорошо. А нехорошо было то, что возвращался он в исходное положение весьма неохотно. Причиной тому оказалась неперпендикулярность демпфера и оси вращения датчика и, как следствие, повышенное трение поршня о стенки цилиндра в демпфере. А при обнаружении этой причины обнаружилось и вот такое "крепление" поршня к штоку:

Ну то есть на конце штока напильником "от руки" было выполнено подобие конуса, а отверстие в поршне вообще не имело никакой формы, так что поршень сидел на штоке исключительно за счёт силы трения, причём оси штока и поршня не совпадали чуть более чем полностью. Поскольку диаметр штока 2.5 мм, то я нарезал на его конце резьбу М2.5 и точно такую же — в поршне. После установки всех деталей демпфера на свои места и небольшой рихтовки всё стало ходить легко и непринуждённо, а датчик стал чётко возвращаться на исходную позицию из любого положения.

Кстати, когда я говорю "предыдущий ремонтник потерял винт, потерял шайбу", то это не значит, что он потерял только один винт или только одну шайбу! Я просто указал на наиболее криминальные моменты, ибо двигатели в магнитофонах приходится разбирать крайне редко, раз в 30-40 лет, также и собирать приходится столь же нечасто, поэтому один раз в 30-40 лет можно бы уделить чуть больше внимания и не только не потерять, но даже и не сломать от двигателя ни одного винта. А так, конечно, недостача крепежа или разный крепёж (что означает утерю родного и замену на похожий) или не родной крепёж (например, винты с полукруглой головкой, крепящие XLR-разъёмы на усилителях воспроизведения) или винты со сбитой насмерть резьбой были замечены почти во всех узлах аппарата, включая недотянутые (то есть с торчащими головками) винты на подкатушечниках или, того хуже, на ведущем двигателе на фото слева.

Попутно отмечу отсутствие в Штудере С-37 контроля за выходом ведущего двигателя на синхронный режим. Маленькая стробоскопическая шкала на торце тонвала частично решает эту проблему. Частично — потому, что эту шкалу надо ещё осветить чем-то мерцающим с частотой 100 Гц. В наше время со второй частью задачи хорошо справляются дешёвые светодиодные лампы южноазиатского производства, которые в Европу не пустили бы именно из-за повышенного мерцания светового потока. Но что немцу смерть — то русскому хорошо!

Итак, ЛПМ начал работать правильно, без заеданий и нареканий. А, нет, хотя заедания и отсутствуют, но одно нарекание всё-таки осталось: с левой (подающей) стороны натяжение вполне в норме, а с правой (приёмной) оно, как показал граммометр, было аж 160 граммов! Виной тому (опять!) неродная лампа на 110 В 25 Вт в цепи правого двигателя. Да-да, это та самая лампа, к которой я в начале статьи обещал вернуться. Несложный расчёт показывает, что она стабилизирует ток значением 227 мА. А родная лампа с колбой из молочно-белого стекла была на 150 В 25 Вт и стабилизировала лишь 166.6 мА. Такой же ток даст лампа на 240 В 40 Вт, но вместо неё вполне можно поставить и 220-230 В 40 Вт, что я и сделал. После этого натяжение справа составило 60 граммов.

Очень хорошо! А вот теперь настало время заняться и звуком! И начать, как всегда, с питания, то есть с блока стабилизации анодных напряжений и накала. А в нём я вижу погнутый разъём, который идёт к кабель-каналу, к которому потом будут подключены два усилителя записи, второй усилитель воспроизведения (вообще-то, на самом деле он как раз первый, а второй включается сразу в рассматриваемый блок стабилизации), генератор токов стирания и подмагничивания, а также блок трансформатора и выпрямителей.

Непорядок! Разъём пришлось демонтировать, отрихтовать и установить на место. После выполнения этих несложных слесарных работ, требующих больше аккуратности, нежели физической силы, взгляд мой совершенно случайно упал на самую большую лампу, которая, как и разъём, тоже выглядела подозрительно. Ба, да это же наша родная 6П36С! А должна быть E130L. Обе они являются мощными выходными пентодами (впрочем, кому нравится, можете называть 6П36С лучевым тетродом, от этого ничего не изменится), но импортная малость помощнее — 27 Вт на аноде и второй сетке против 16 Вт у нашей, но чуть экономичнее (1.7 А в накале против ровно двух у нашей) и немного покруче (27 мА/В против ровно двадцати у нашей).

Однако крутизна здесь не показатель, ибо лампа включена триодом и работает катодным повторителем при токе 85 мА, оставляя на себе напряжение в 125 В при смещении в -12.5 В. Этот режим на вольт-амперных характеристиках примерно показан синим кружочком. Нашей 6П36С в этой ситуации понадобится смещение примерно -17 В. А показатель здесь — срок службы, который для E130L определён в 10 тысяч часов, а для 6П36С полторы тысячи. Однако при таком токе здесь вполне подошла бы и 6П31С, у которой, к слову сказать, такая же цоколёвка, как и у родной E130L! Да, 6П31С ещё слабее, однако она также и экономичнее: всего 1.3 А на накал. А на аноде в этом стабилизаторе рассеивается мощность 85 мА * 125 В = 10.625 Вт, что хотя и близко к предельно допустимым для 6П31С тринадцати Ваттам, однако не превышает их. Ах, да! Ведь и у 6П36С есть младшая (тоже экономичная — 1.35 А накала) сестра 6П44С, к тому же и более стройная: чуть толще сигареты! А ей ещё и срок службы обещают до 5 тысяч часов! Тем не менее, старые телемастера знают, что в жестоком режиме строчной развёртки 6П36С служила дольше, чем 6П44С.

Но вернёмся к цоколёвке: для переделки на 6П36С предыдущему мастеру пришлось перепаивать панельку, что он сделал не вполне аккуратно. Я перепаял после него три провода, уложив их поровнее. В остальном вопросов не было, за исключением того, что этот стабилизатор от более поздней (двухстандартной) версии С37, о чём говорят и переключатель стандарта коррекции на мордочке, и отличающаяся от ранней версии схема. Но работать он будет так же, как и родной, так что устанавливаем его на место, обращая внимание на аккуратность подключения отрихтованного разъёма, после чего включаем аппарат в сеть.

Вот незадача! У магнитофона, прежде включавшегося без больших проблем, вдруг перестали светиться все лампы, включая стабилитроны. Анодного (судя по индикатору на ГСП) тоже нет. Предохранители все целы. Куда же ушла искра? Ах, вон оно что!

Это разъём питания усилителей, и таким он был с завода. Для тех, кто не понял, поясняю: это "сухая" пайка, то есть провод был вставлен в разъём, но толком не припаян. Что ж, пришлось исхитриться и, не разбирая разъёма (который мог бы от старости попросту развалиться), пропаять его ножку, из которой и вывалился провод. После этого и лампы засветились, и анодное появилось.

Подключаем усилители воспроизведения. Беглый осмотр показал, что в УВ первого канала на входе установлен резистор 1 МОм, а в УВ второго канала — 330 кОм. Кроме того, в УВ первого канала прихолхожен резистор постоянной времени на 19 см/с номиналом 12 кОм вместо 27. А в УВ второго канала отсутствует (просто выкушен) конденсатор C17, от чего выходной каскад из двухтактного был, по сути, однотактным. Кроме того, в первом канале нашёлся "лишний" резистор, которого не должно быть по схеме, а во втором — "лишняя" перемычка, которой также не должно быть по схеме. А ещё лампы E283CC в обоих УВ были заменены на E88CC, то есть с 12-вольтовым накалом со средней точкой. Ну и вообще с совсем другой цоколёвкой, от чего автору этой переделки пришлось перепаивать и обе панельки. Ну да ладно, такая замена вполне работоспособна.

В общем, после выкусывания "лишних" деталей и установки на место правильных номиналов вместо неправильных я подал на усилители проверочный сигнал и наконец-то произвёл первое пробное включение.

Оно показало, что усилитель воспроизведения второго канала не переключается на скорость 19 см/с. Реле просто не щёлкает. Не мудрено: оказывается, предыдущий мастер умудрился погнуть четвёртый вывод реле (это катушка) при установке его в панельку! Что же мы видим после исправления? А видим, что искажения при подаче синусоидального сигнала частотой 1 кГц вполне приличны (картинка слева). Их попросту нет! И АЧХ (картинка справа) обоих УВ вполне пристойна.

Как и в случае с крепежом, я стараюсь лишний раз не донимать читателя нудными выкладками по расчёту и подбору компонентов электрической схемы для соответствия стандарту (в данном случае только CCIR). В этом нет ничего интересного, лишь одна сплошная рутина, существенную часть которой я поручаю электронной таблице.

А вот на что можно обратить внимание, так это на то, что предыдущий мастер заменил в усилителях реле переключения скорости на герметичные, за что ему спасибо. Но так как у них другая цоколёвка, то ему пришлось перепаять и панельки для этих реле.

Пришло время воспроизвести и измерительную ленту. Но что это? Выходные сигналы каналов находятся в противофазе! Где она могла перевернуться? В усилителях воспроизведения — маловероятно, они стали близнецами. Смотрим в блок головок:

Вот где собака порыта! (с) М.С.Горбачёв

На картинке слева показано, каких цветов провода должны быть согласно сервис-мануалу. Если кто не понимает по-ихнему, то rt — это rot, то есть красный, а bl — blau, то есть синий. Кроме того, ближние к магнитной ленте выводы головок относятся к первому (левому) каналу, а дальние — ко второму (правому). Ещё более кроме того, если блок головок уже установлен в магнитофон, то кабели, идущие к левым половинкам головок, входят в отверстия слева, а кабели к правым половинкам головок входят в отверстия справа, если смотреть со стороны оператора.

И в довершение ко всему, условная нумерация выводов головок идёт по кругу, что означает противофазу каналов изначально в самой нумерации! Говоря простыми словами, один из предыдущих "мастеров" перепутал фазировку левого канала головки воспроизведения. И головки записи тоже! А я-то думал, что блок головок больше снимать не потребуется... Ну что ж, включаем паяльник и перепаиваем каналы в обеих головках как положено.

Теперь можно и заправить ленту для записи и попробовать аппарат на запись. Я опускаю момент установки азимута головок воспроизведения и записи. На самом деле я уже включал аппарат на запись, прежде чем прогонять измерительную ленту. И делал я это именно ради установки азимута звуковых головок, поскольку после возвращения их на родную высоту он неизбежно был сбит. Поэтому теперь я, заправив ленту, не просто пробую, а смело включаю аппарат на запись для настройки уже и подмагничивания. Подмагничивание я выставляю на частоте 1 кГц по минимуму 3-й гармоники:

Она получилась ниже -60 дБ, то есть менее 0.1% для уровня 320 нВб/м (именно этот уровень я воспроизводил измерительной лентой). Благородная ламповая 2-я гармоника возвышается, как ей и полагается, над 3-й на уровне около -55 дБ, что составляет (опять же, около) 0.2%. А что с АЧХ? На 38 см/с, как обычно, пришлось побороться с высокими частотами, чтобы выпирали не слишком сильно, плюс неизбежная в аналоге, но в данном аппарате совершенно не мешающая змейка на низких. А на 19 всё получилось более чем хорошо: и на низких частотах, и на высоких, как по приборам, так и на слух.

Поэтому повторюсь, уважаемые дамы и господа, данный аппарат (если по нему грамотно и аккуратно пройтись паяльничком) прекрасен не только для воспроизведения, но и ничуть не меньше для записи!


13 августа 2022 года. На главную Евгений Цветиков.