Ремонт и настройка Teac X2000R









Не впервой в моих руках оказалась 4-х дорожечная машина со встроенным профессиональным шумоподавителем dbx 1, который обещал улучшить отношение сигнал-шум аж до 100 дБ! Сразу же оговорюсь: при 3% гармоник.

Но сначала глянем на редкость в бытовой технике магнитной записи: за каждым тонвалом (этот аппарат с реверсом) спрятана щёточка, призванная очищать тонвал от налипающей на него грязи. Похожее решение в отечественной технике я припомню лишь однажды: в аппарате Тембр-2, но там войлочный лентоочиститель очищает, как можно легко догадаться, ленту. Однако японская щёточка реверсного тонвала была настолько забита этой грязью, что первым делом пришлось очистить её самоё! Сколько же отработал до меня этот магнитофон?!

Вот когда я в очередной раз тёплым словом вспомнил промышленное оборудование, для которого не редкость счётчик времени наработки… Ну да ладно, счётчика у меня нет, а мегомметр есть. Однако попытка измерить сопротивление волосков щёточки не увенчалась успехом: материал щетины оказался обычным пластиком, не способным снимать с тонвала статические заряды. А между тем в упомянутом выше Тембре есть скользящий контакт для снятия с тонвала именно статики!

Вторым делом я осмотрел головки – в 4-дорожечном формате они играют решающую роль как в параметрах магнитофона, так и в его звучании.

Да, это тот самый легендарный аморф, за которым гоняются любители отечественных Ростовов. Однако японцы умудрились уложить в 1-миллиметровом пакете аж 22 пластины! Это несколько необычно, поскольку считается, что аморф настолько нетехнологичен, что в головках кассетных магнитофонов «пакет» сердечника может состоять из 1 пластины, да и в четвертьдюймовом формате головка на всю ширину ленты может состоять, скажем, из 5 пластин. А тут их, повторюсь, в 1-миллиметровом пакете как футболистов на поле!

На головках видны незначительные следы износа, так что я решил не трогать регулировку поворота («тангенциальности» согласно сервис-мануалу), хотя все 4 головки были установлены с заметной асимметрией. Но надо понимать, что малейшее изменение поворота (вследствие как регулировки самой головки, так и изменения тракта прохождения магнитной ленты) головки со следами износа тут же приведёт к ухудшению её контакта с лентой, что в бытовом формате, да ещё и на скорости 9 см/с чревато нехорошими последствиями!

Приступаем к настройке звукового тракта. Сначала проверяем и выставляем уровень входного сигнала (наиболее ответственная точка звукового тракта, поскольку фактически это уровень сигнала на входе шумоподавителя), выходного и настраиваем индикаторы. Естественно, что в аппарате такого возраста все эти уровни оказались расстроенными до 3 дБ в обе стороны. Выходной уровень без проблем установился на значении 775 мВ при выкрученных до упора вправо регуляторах линейного входа и выходного сигнала, хотя в сервис-мануале рекомендовано значение -5 дБ. Ну и, скорее для порядка, проверим АЧХ:

А дальше меня поджидал сюрприз! Точнее, два сюрприза…

Дело в том, что этот аппарат рассчитан на два типа лент: LH и EE. Не вдаваясь в подробности, объясню это по-русски: ленты с толстым рабочим слоем и ленты с тонким. Это удобно, когда лёгким нажатием одной кнопки на лицевой панели вы можете заставить магнитофон работать на той или иной ленте. Но!

В канале воспроизведения основной считается толстая лента: для неё делаются настройки уровня и АЧХ на скорости 19 см/с в каждую сторону, а для скорости 9 см/с, а также для тонкой ленты делается фиксированная коррекция, так что общая картина АЧХ на меньшей скорости и на тонкой ленте какая получится, такая и получится.

А в канале записи наоборот, основной считается тонкая лента! Именно для неё на скорости 19 см/с настраивается ток подмагничивания поканально в каждую сторону. Уровень записи для тонкой ленты настраивается также поканально в каждую сторону, но уже независимо от скорости. Это значит, что для обеих скоростей выбран одинаковый уровень намагниченности ленты. Для толстой ленты единственная настройка уровня записи будет действовать на обе стороны и на обе скорости.

Ещё хуже обстоят дела с подмагничиванием: для него можно настроить лишь три отклонения от настройки на основную ленту! То есть независимой настройки подмагничивания на толстую ленту, а также на скорость 9 см/с в этом аппарате нет.

Второй сюрприз заключался в том, что индикаторы уровня берут сигнал на запись и воспроизведение из разных точек схемы. Казалось бы, вот гнездо наушников, вот гнездо линейного выхода, вот регулятор выходного уровня — бери сигнал с любой из этих точек, и он должен быть одинаковым как в режиме записи, так и в режиме воспроизведения! Но не тут-то было! Я не знаю, чем руководствовались японцы при разработке такой логики, однако при записи сигнал на индикаторы берётся до регулятора уровня, а при воспроизведении — после него.

Но это не всё! Для индикации уровней сигналы в индикаторах предусмотрены разные чувствительности индикаторов при записи и при воспроизведении! Может быть, это для того, чтобы скомпенсировать уровень сигнала в разных точках схемы, откуда и берётся сигнал? То есть сначала японцы захотели создать себе сложность, а потом преодолеть её? Ничуть. Номиналы резистивных делителей таковы, что сигнал на линейном выходе должен быть на 3 дБ ниже сигнала на входе шумоподавителя. В этом магнитофоне на вход шумодава подаётся -2 дБ, поэтому настройки уровней сигналов на выходах усилителей записи и воспроизведения не обсуждаем.

Итак, сигнал на линейном выходе (при ручке выходного уровня на лицевой панели, выставленной в -6 дБ) следует выставлять -5дБ (436 мВ). Ничего другого, учитывая наличие dbx, этот аппарат не допускает.

Конечно же, я не стал выставлять именно 436 мВ, а подал на линейный вход уровень -16 дБ, закоротил пинцетом точки ТР01 (выход УВ) и ТР03 (выход УЗ), сходящиеся в точке ТР02 (регулятор выходного уровня), при этом сигнал просел на 6 дБ и на входе индикатора в режиме запись стал равным нулю, а в режиме воспроизведения я подстроил выходной сигнал так, чтобы индикатор по-прежнему показывал нуль. На выходе при этом получилось -4.1 дБ. Ну что ж, так тому и быть!

Что же получилось в итоге? 0.12% гармоник и -52дБ шума при номинальном уровне записи; 0.3% искажений и -56дБ шума при повышенном на 4 дБ уровне.

АХЧ на обеих лентах при обеих скоростях укладываются в регламентируемый 4-децибельный коридор. При этом если на скорости 19 см/с АЧХ можно снимать при уровне -10 дБ от номинального, то для меньшей скорости и уровень пришлось взять на 10 дБ меньше:

А что же долгожданный dbx? А очень даже хорошо! После настройки уровней и симметрий управляющих сигналов шумоподавитель не только уменьшил уровень шума в паузе и тихих местах, но и уменьшил насыщение ленты на громких местах. И если раньше разглядеть АЧХ (и даже услышать тестовый сигнал) при уровне -60 дБ было весьма проблематично, то с помощью шумоподавителя проблема исчезла. Что же до искажений на больших уровнях записи, то я так и не сумел измерить обещанные 100 дБ при 3% гармоник! При 1% искажений получилось 82 дБ отношения сигнал-шум, а дальше при попытке увеличения уровня входного сигнала усилитель записи вошёл в ограничение. Лента при этом использовалась BASF SM911.

На слух работа шумоподавителя dbx оказалась приятнее, чем любой из Долби в 8-дорожечном 1/4-дюймовом Фостексе, когда-то побывавшем у меня в ремонте, хотя субъективно Долби обеспечила большее подавление шума.

Однако эти субъективные ощущения сложно сравнивать «в лоб» из-за разной ширины дорожек этих магнитофонов и разного характера работы шумоподавителей.


24 июля 2014 года. На главную Евгений Цветиков.