Ремонт и настройка Technics RS-1500









На сей раз ко мне в ремонт попал двухдорожечный 3-х скоростной магнитофон Техникс. Совсем как у Д.А.Медведева с тем лишь отличием, что фамилия владельца магнитофона была не Медведев.

Счастливый обладатель катушечного магнитофона обратился ко мне для восстановления работоспособности и настройки, что бы параметры Technics RS-1500 полностью соответствовали заявленным заводским характеристикам. Новый его владелец пожелал поиметь от аппарата максимум возможного для прослушивания и записи фонограмм в профессиональном формате. То есть 2-е дорожки на всю ширину ленты на скорости 38 см/с, но чтобы и скорость 19 см/с также оставалась доступна, причём по возможности с таким же профессиональным качеством.

Начать профилактику я решил с блока головок.

Ради интереса посчитал пластины в сердечниках головок: 10 в 4-х дорожечной головке воспроизведения, 18 — в 2-х дорожечной и 20 пластин в 2-х дорожечной головке записи.

Для тех, кто не понял, поясняю: материал сердечника — пермаллой, а ширина дорожек едва соответствует NAB-стандарту. Зазоры находились примерно посередине изношенных участков, посему я не стал трогать геометрию рабочих поверхностей.

Однако моё внимание привлёк неожиданно большой кивок 4-х дорожечной головки. Оказалось, что под кронштейном головки утеряна одна из трёх пружин. Вина в этом недостаточной прозорливости глаз японского ли хозяина, европейского ли — не знаю, но после такого упущения, конечно же, я проверил и остальные головки. Как и следовало ожидать, их регулировки оказались также далеки от идеала, хотя направляющие стойки были выставлены правильно. Вскоре выставились по высоте, кивку и примерно азимуту все 4 головки.

И пока блок находился в лёгком доступе, я помыл-почистил лентопротяжный тракт и размагнитил его.

Кроме того, счётный ролик (в этом магнитофоне установлен механический счётчик реального времени, реальность которого ограничена скоростью 38 см/с, а привод осуществляется резиновым пассиком от большого ролика, находящегося строго в середине траектории движения ленты) был установлен явно выше своего номинального положения. Это было заметно как на глаз, так и по следам прохождения по нему ленты. Однако в сервис-мануале описаны процессы регулировки по высоте подкатушечников, роликов датчиков натяжения ленты, магнитных головок и направляющих стоек, но ни слова не сказано об этом ролике.

Сзади его крепление залито эпоксидной смолой, поэтому я решил просто подложить компенсирующую шайбу спереди, под пружинной разрезной шайбой, фиксирующей его на неподвижной оси. Не исключено, что и эта компенсирующая шайба тоже была просто утеряна одним из прежних владельцев аппарата.

Я бы очень хотел описать в подробностях процессы настройки тормозов, натяжения ленты, скорости ведущего двигателя, управления боковыми двигателями, но... ничего этого не потребовалось. Метки стробоскопа после переключения скорости ленты останавливались как вкопанные. Натяжение ленты после 1.5-2-секундного переходного процесса стабилизировалось на уровне 70 граммов, а все переключения происходили чётко и в заданной последовательности. Останов ленты был также безупречен.

Приступаем к настройке канала воспроизведения. Как известно, АЧХ остаточного потока ленты стандартизирована, поэтому велосипед изобретать не надо, а надо лишь соответствовать RC-цепочке 1-го порядка с указанными в стандарте постоянными времени. Я пишу "постоянными" во множественном числе, потому что магнитофон 3-скоростной. Однако в схеме предусмотрена единственная подстройка одной постоянной, корректируемая ещё одной не настраиваемой цепочкой. А скоростей, как я уже заметил, 3 (прописью — три). Как же мацусита умудрилась сделать 3 скорости на двух постоянных времени?

А очень просто! Самой ответственной скоростью оказалась 9 см/с, именно для неё и выделен подстроечник. А на скоростях 19 и 38 включается пассивная коррекция, понижающая 90 мкс до значения примерно 50, но степень этой примерности обусловлена неизбежным разбросом параметров резисторов и конденсаторов. Естественно, что это коррекция по стандарту NAB, поэтому если кому-нибудь захочется слушать записи в стандарте IEC, то придётся мириться с завалом или подъёмом середины с верхами на 3 дБ.

Сервис-мануал рекомендует проверить АЧХ, начиная с конца (то есть с высоких частот к низким), и убедиться, что она укладывается в рекомендованное поле допуска 5 дБ на 38 см/с и 4 дБ на 19 см/с. Да-да, я не оговорился: на большей скорости допуск шире, нежели на меньшей. Для скорости же 9 см/с АЧХ согласно руководству вообще не нормируется, то есть эта скорость сделана по принципу "чтобы была".

Приговор: по согласованию с хозяином магнитофона было решено пожертвовать низшей скоростью 9 см/с.

Я удалил D106 МА150 (собственно говоря, достаточно отпаять только носик диода), чтобы сделать основной скоростью 19 см/с и дополнительной 38 по стандарту IEC. Для этой же цели заменил R182 (68К) на 150К, чтобы избавиться от второй постоянной времени 3180 мкс.

Для обеспечения значений первой постоянной 35 и 70 мкс заменил R184 и R186 на 5К1. В этом никаких премудростей нет, если не считать того, что реально измеренная ёмкость частотозадающих конденсаторов С161 и С261 составила 7.03 и 7.13 нФ вместо 6.8 по схеме. Конечно же, для соответствия пришлось подобрать и резисторы, причём нужные по значению гораздо быстрее нашлись среди номиналов 4К7. При настройке АЧХ движок потенциометра VR105 должен дать сопротивление введённой части примерно 1К. И где же оно, это чудо японской мысли? Вот 4 прогона измерительной ленты на 2-х дорожечной и 4-х дорожечной головках при скоростях 19 и 38 см/с.

Что ж, похоже, можно переходить и к каналу записи? Конечно, можно! Но только после замыкания перемычкой конденсатора С131, создававшего ранее подъём на низких частотах для бытового формата записи (это та самая вторая постоянная времени 3180 мкс!). Но этого мало. Как в усилителе воспроизведения на все скорости была единственная настройка, так и в усилителе записи, а также и регулировке подмагничивания никаких переключений на разные скорости не предусмотрено.

Впрочем, вру: в УЗ при скорости 38 см/с слегка валятся высокие частоты, а для подмагничивания на основной скорости 9 см/с предусмотрена отдельная регулировка.

Поэтому D103 MA150 я поменял местами с перемычкой, следующей за ним по схеме, а отпаянный ранее носик диода D106 МА150 припаял к носику D103: теперь этот небольшой завал ВЧ стал работать и на 19 см/с, так что осталось лишь настроить ток подмагничивания в позиции 3 на ленту BASF SM900, а в позиции 2 — на ленту LPR35 той же фирмы.

Что же до переключаемых предыскажений на разных скоростях, то положение 3 оказалось наиболее удачным для скорости 38 см/с, а положение 2 очень хорошо подошло для скорости 19 см/с.

Коэффициент гармоник на всех скоростях составил 0.33% (уровень 3-й гармоники равен 51дБ по отношению к первой).




P.S. Пару-тройку лет спустя после ремонта этого магнитофона мне принесли в ремонт похожую модель, но с 4-дорожечной записью и 2-дорожечным воспроизведением (оно только для 38 см/с) и желанием сделать для 4-дорожечного формата сквозной канал в стандарте NAB плюс 2-дорожечное воспроизведение (повторюсь, только для 38 см/с) в стандарте CCIR. Поскольку писать для него отдельную статью нет смысла, то вкратце, без воды и лирики, опишу здесь детали переделки.

Этот вариант оказался чуть сложнее. Необходимо, как и прежде, отодрать D106 МА150 (только носик), чтобы сделать основной скоростью 19 см/с, а дополнительной 38 см/с по стандарту IEC; затем заменить R182 (68К) на 120К и заменить R184 на 3 килоома, а R186 — на 6К2, помня, что реально измеренная ёмкость частотозадающих конденсаторов С161 и С261 составила 7.03 и 7.13 нФ вместо 6.8 по схеме. Однако для сохранения постоянной времени 3180 мкс надо выпаять C154 и на его место впаять R175, а на место C154 впаять новый конденсатор на 65 мкф, а параллельно ему включать (аналогично и параллельно ключу TR127 2SC828) исходный родной конденсатор на 330 мкф, чтобы формировать 3180 не в R182, а в C154. Искомый ключ взять в УЗ, там есть TR110, который при записи на 38 см/с с коррекцией IEC становится ненужным, причём в УЗ просто выпаять С125 и в освободившееся место припаять длинную (10-11 см) перемычку до C154. В подмагничивании отпаять от точки S (j1) коричневый провод (он шёл к ножке 1 разъёма j) и припаять его к носику D106. Также для более плавной настройки постоянной 50 мкс можно замкнуть накоротко R181, при этом движок потенциометра VR105 должен дать сопротивление введённой части примерно 1К.

Настройка индикатора: вывернуть регулятор микрофонного входа до упора влево, линейного входа и линейного выхода — до упора вправо, подать на линейный вход сигнал такого уровня, чтобы на линейном выходе получилось 0дБ (надо подать примерно -24дБ) или +6дБ (надо подать примерно -18 дБ), после чего выставить посредством VR108 «Meter Adj» 0 дБ.

Настройка УВ: постоянная времени VR105 и выходной уровень VR106, после чего при воспроизведении части У измерительной ленты выставить 0 дБ на индикаторах резисторами VR109. На всех скоростях будет один и тот же уровень. И не забудьте, что азимуты 2-дорожечной ГВ и 4-дорожечной ГЗ крутятся вправо, а азимуты 4-дорожечной ГС и 4-дорожечной ГВ — влево! Настройка довольно чувствительная, то есть резкая, что означает нежность магнитофона и нелюбовь его к передвижениям.

Настройка УЗ: выравнять усиления в обоих каналах и установить желаемый уровень входного сигнала (например, -20 дБ) с помощью Line In VR101, затем выставить номинальный уровень записи Rec Level VR104 (можно поставить на минимум для максимума тока записи), Rec Peak L101 (частота резонансного пика), Bias Trap L102, Bias Adj VR504-505 (баланс подмагничивания по каналам, выставлять в среднем положении VR502 и в среднем положении S1-1 на скорости 38 см/с), VR501 поставить на максимум (для минимума тока подмагничивания), VR503 поставить на минимум (для максимума тока подмагничивания), VR506 уменьшение подмагничивания для скорости 19 см/с.


19 июня 2014 года. На главную Евгений Цветиков.