Ремонт и настройка магнитофонов









Не столь важно, идёт ли речь о магнитной записи звука на кассеты или катушки — и те, и другие аппараты называются магнитофонами. Поэтому почти всё, о чём далее пойдёт речь, применимо и к кассетным, и к катушечным магнитофонам. Это сложные технические устройства, изобилующие как прецизионными механическими узлами, управляемыми подчас не менее сложной электроникой, так и точной аудио-частью, позволяющей получить копию, зачастую не отличимую на слух от оригинала.

Однако владельцу магнитофона в XXI-м веке следует понимать, что его аппарат выпущен несколько десятилетий назад, и за это время свой ресурс в большей или меньшей степени выработали не только трущиеся и изнашивающиеся части механики (в первую очередь подшипники и магнитные головки), но и кажущиеся неизнашивающимися электронные компоненты. При этом надо учесть, что если износ механических деталей, как правило, зависит от наработки и заметен визуально, то старение электронных компонентов совсем неочевидно и не имеет чёткой связи с наработкой магнитофона, так что оно в большинстве случаев может быть обнаружено только по приборам. Поэтому когда говорят, что аппарат находится в отличном состоянии и за время эксплуатации ни разу не вскрывался, то надо быть готовым к его полной профилактике и настройке этого «отличного» состояния. Но с чего начать? Магнитофон — это симбиоз точного лентопротяжного механизма (ЛПМ), высококачественной аудио-части и системы управления между ними. К слову сказать, в недорогих бытовых магнитофонах система управления запросто может быть механической. Так с чего же начать?

1. Лентопротяжный механизм. С него и начать. Взаимная работа его деталей и узлов определяет такие важнейшие качества магнитофона, как нестабильность скорости, коэффициент детонации, паразитная амплитудная модуляция и т.д.

1.1. Магнитные головки. Пожалуй, это единственный элемент звукового тракта, подверженный механическому износу (если не считать вечно шуршащих потенциометров и подстроечных резисторов, а также постоянно отваливающихся контактов в разъёмах и переключателях). Поэтому величина и «правильность» износа рабочей поверхности магнитных головок в какой-то мере влияют и на звук аппарата, и на его ресурс. В большинстве магнитофонов применяют головки с рабочей поверхностью из пермаллоя, сендаста, аморфного металла и феррита. Наиболее долговечными по праву считаются ферритовые головки, но и они подвержены износу вследствие неаккуратного обращения: небрежно выполняемая процедура очистки зазора часто приводит к его выкрашиванию. Кстати, многие любители магнитной записи находят в звуке ферритовых головок (в данном случае речь не идёт о головке стирания!) некоторую жёсткость. Ресурс пермаллоевых головок редко превышает 2−3 тысячи часов, что при пользовании ими хотя бы по часу в день даёт всего 5−8 лет ежедневного прослушивания. Однако если поверхность износа симметрична относительно рабочего зазора, а положение головки по высоте правильное, то большого повода для беспокойства нет: такая головка отработает свой ресурс без заметного ухудшения параметров. Иное дело, если изначально головка была установлена с погрешностью выше допустимой! Тогда не исключён вариант, что после правильной регулировки лента не будет прилегать к изношенной поверхности головки достаточно плотно, и в этом случае потребуется перешлифовка рабочей поверхности: процедура ответственная и, я бы даже сказал, ювелирная. В магнитофонах установлено как минимум две головки (за исключением плейеров, в которых их всего одна), но в дорогих аппаратах их число доходит до 5−6, и проверку состояния каждой головки надо проводить индивидуально.

1.2. Тракт прохождения ленты. В тех магнитофонах, где лента прижимается к головкам за счёт её натяжения без использования дополнительных лентоприжимов, необходимо обеспечить заданный угол охвата головок лентой. В ходе протягивания по тракту лента стремится занять наикратчайшую траекторию, поэтому она не будет сползать с головок вниз или вверх (считаем, что ЛПМ «лежачий»). Именно эту траекторию и должны поддерживать направляющие стойки. Не направлять, вопреки названию, а лишь поддерживать на случай склеек и иных механических дефектов ленты. В правильно отрегулированном магнитофоне лента без дефектов при должном её натяжении и без стоек будет идти по головкам, выдерживая свою траекторию. Но после регулировки блока головок (а возможно и в ходе её) может возникнуть вопрос: почему на подающей стороне лента формирует рулон на одной высоте от подкатушечника, а на приёмной — на другой? Зачастую это вызвано неточной установкой подкатушечников по высоте. Конечно же, обводные и качающиеся ролики, а также направляющие стойки тоже будут вносить свою лепту в процесс укладки ленты. Поэтому регулировка блока головок неразрывно связана с настройкой тракта прохождения ленты в целом. Из-за большого разнообразия решений, применяемых в кинематике магнитофонов, сложно дать какие-либо универсальные рекомендации, однако несомненно, что отрегулированный ЛПМ должен транспортировать ленту без изгибов её в горизонтальной плоскости.

1.3. Тормоза. Их придумали не трусы, а инженеры, работавшие на заре магнитной записи с огромными рулонами металлической ленты, весящими по нескольку килограммов и вполне способными нанести человеку травмы и увечья. В наше время, когда даже километровый рулон весит меньше килограмма, задача тормозов заключается в надёжной остановке ленты при ускоренной перемотке на случай пропадания питания, а также в удержании ленты в режиме «Стоп», когда боковые двигатели обесточены. Иногда механический тормоз может использоваться для регулировки натяжения ленты, в этом случае он имеет кинематическую связь с качающейся стойкой или роликом. Такое решение используется не только в катушечных магнитофонах первого класса Орбита, но и в инструментальных магнитофонах датской фирмы Брюль и Кьерр!

1.4. Ведущий двигатель. От стабильности частоты вращения его вала (зачастую являющегося и тонвалом) напрямую зависит стабильность поддержания скорости движения ленты, поэтому тонвал нередко снабжён большим маховиком, на раскрутку которого уходит несколько секунд. Чтобы после нажатия кнопки «Воспр.» магнитофон сразу начал воспроизведение, ведущий двигатель включают заранее или вовсе не выключают! Поэтому наработка ведущего двигателя обычно выше наработки двигателей боковых узлов. Отсюда и повышенные требования к смазке этого двигателя! А если в ведущем двигателе установлены шарикоподшипники, то к их качеству также предъявляются более высокие требования, чем к подшипникам боковых двигателей. Кстати, о смазке: многие автовладельцы знают, что нельзя смешивать синтетические и минеральные масла. В магнитофонах то же самое! Отечественные магнитофоны смазывались минеральными маслами, а вот Вилли Штудер в своих аппаратах любил применять синтетику.

1.5. Боковые двигатели. К ним требования не столь высоки, как к главному, однако особенность их работы заключается в заметном нагреве, как правило выше нагрева ведущего двигателя. Поэтому подшипники боковых двигателей приходится менять чаще, чем ведущего.

1.6. Прижимной ролик. Начнём с того, что он должен быть круглым! Усилие его прижима к тонвалу в катушечных магнитофонах составляет, как правило, 1,5±0,5 кг, и такая сила даже при небольшой погрешности формы приведёт к «плаванию» звука, то есть детонации. В кассетных это усилие на полпорядка меньше, но и тонвал там тоньше, а ведущий двигатель — слабее.

1.7. Отводящие стойки. Лучше, когда их нет, а лента отводится от головок роликом или наоборот, при рабочем ходе подводится к головкам роликом. Но если они есть, то их поверхность контакта с лентой должна быть по возможности более твёрдой, чем поверхность ленты. Очень хороши стойки из стекла. А вот латунные и сами изнашиваются, и ленту при перемотке изнашивают. Владельцы катушечных магнитофонов Олимп и Электроника знают секрет специальной заправки ленты для перемотки в обход блока головок! В кассетных магнитофонах этой проблемы нет, там весь блок головок полностью отводится от ленты.

После того, как механика приведена в порядок, а руки вымыты с мылом и насухо вытерты, можно приступить к регулировке системы управления.

2. Система управления. Как уже было сказано, в простых магнитофонах она может быть механической, то есть выполнена на рычагах, пружинах, тягах, кулачках и пр., но их работа должна быть отлажена не менее чётко, чем в системе электронной.

2.1. Чёткое переключение режимов должно происходить без ложных срабатываний как на включение, так и на выключение. Также должно быть обеспечено правильное срабатывание по датчику (или датчикам, если их несколько) автостопа.

2.2. Оптимальные временнЫе параметры в переходных процессах должны обеспечивать выборку петли при пуске, ровное торможение двигателями при останове и т.п. Эти аспекты лучше проверять сначала без ленты, чтобы лишний раз не рисковать ею.

2.3. Правильное натяжение магнитной ленты. Бывают магнитофоны, где натяжение ленты задаётся механически, и тогда это был пункт 1.3, но в высококачественных магнитофонах натяжение ленты чаще поддерживают электроникой. Начиная с этого места уже надо работать с лентой, причём знать, с какой, потому что разные ленты требуют разного натяжения. Иногда в магнитофонах есть переключатель напряжения, подаваемого на боковые двигатели, который маркируют как переключатель размера катушек, но схемотехнически он переключает именно натяжение ленты.

2.4. Скорость протягивания ленты в рабочем ходе. Точное её значение зависит и от натяжения ленты с обеих сторон от тонвала, и от усилия прижатия прижимного ролика, и от угла огибания лентой тонвала, и даже от толщины ленты, но главным образом — от погрешности частоты вращения вала ведущего двигателя. Электронные стабилизаторы частоты вращения тонвала могут иметь подстройку внутри (а часто и так называемый «питч-шифт» снаружи), а могут в своей работе использовать кварцевый генератор, обычно не требующий подстройки. Но это не значит, что скорость движения ленты в таком магнитофоне будет строго равна заданной, поскольку все остальные влияющие факторы от кварца не зависят.

2.5. Ускоренная перемотка. Она должна быть достаточно быстрой (от 1,5 до 15 м/с), но чтобы лента укладывалась на приёмной стороне ровно, без выступающих витков. Конечно, это зависит и от состояния ленты. При этом натяжение не должно выходить за установленные для этой ленты нормы.

И вот теперь, наконец-то, можно заняться самой приятной частью магнитофона — звуковой!

3. Аудио-часть

3.1. Первым делом размагнитить тракт!!! И на всякий случай промыть рабочие поверхности головок и прочих узлов, контачащих с лентой, в том числе тонвала, поскольку уже близок момент контрольного воспроизведения.

3.2. Если напряжение на линейном выходе зависит от положения регуляторов уровня, то поставить эти регуляторы в заданное положение (обычно это либо максимум вправо до упора, либо некоторое положение чуть меньше максимума, децибел этак на 6).

3.3. Подать на вход магнитофона синус частотой 1 кГц с генератора и установить уровни индикаторов (по вольтметру) на заданное номинальное значение.

3.4. Воспроизвести измерительную ленту ЛИМ.УиЧ и успеть за время сигнала с нулевым уровнем, а это целая минута (на лентах ЛИЛ для настройки бытовых магнитофонов это будет 3 минуты!), установить номинальное выходное напряжение усилителя воспроизведения (УВ) и ориентировочно настроить азимут головки воспроизведения (ГВ). По сигналу высокой частоты (это может быть полминуты или 40 секунд) в начале части Ч уточнить азимут ГВ и заранее прикинуть АЧХ УВ. По остальным сигналам проверить АЧХ УВ. Аккуратно перемотать ЛИМ обратно и убрать в коробку, не забыв сделать отметку об очередном прогоне.

ЛИМ

3.5. Настроить резонансы контуров стирания и подмагничивания.

3.6. По используемой для записи ленте выставить токи подмагничивания (в высококачественных магнитофонах либо по минимуму 3-й гармоники, либо по минимуму модуляционного шума; в обычных же магнитофонах как получится, но хотя бы по максимуму отдачи на 1 килогерце), попутно выставив примерно головку записи (ГЗ) по азимуту. Уместно заметить, что канал записи настраивается на конкретный экземпляр ленты, так как даже импортные профессиональные ленты имеют разброс параметров около децибела, а бытовые отечественные только в пределах одной катушки «пляшут» на 2—3 дБ, а от катушки к катушке разброс запросто может достигать 6 дБ. Так проявляет себя неравномерность полива ленты.

3.7. Установить точно азимут ГЗ.

3.8. Установить ток записи так, чтобы на используемой ленте при подаче на вход магнитофона номинального входного напряжения было бы номинальное напряжение и на линейном выходе в сквозном канале.

3.9. Установить АЧХ (предыскажения) УЗ проверкой АЧХ сквозного канала, подавая на вход магнитофона сигнал с генератора и фиксируя показания вольтметра на выходе УВ.

3.10. И наконец-то записать на пробу и прослушать какой-нибудь музыкальный фрагмент для общего контроля выполненной работы!

Те, кто не только прочитал, но и выполнил всё до конца, теперь с полной уверенностью могут насладиться великолепным звуком, который может выдать настоящий аналоговый аппарат магнитной записи.

А те, у кого есть аппараты, нуждающиеся в ремонте и/или регулировке, но кто по тем или иным причинам не может выполнить это самостоятельно, могут обратиться к нам и получить квалифицированную помощь в полном объёме! Мы выполняем ремонт и настройку катушечных магнитофонов на профессиональном уровне:

— осуществляем механическую настройку головок по современным компьютерным методикам до ювелирной точности (статическая погрешность установки азимута составляет менее 1 угловой минуты);

— производим настройку тракта воспроизведения по новым измерительным лентам, в том числе с применением современных измерительных сигналов и выполняем настройки на скорости 9.5, 19.05, 38.1 и 76.2 см/сек по стандартам коррекции CCIR (IEC) и NAB с уровнями 250, 320, 360 и 510 нановебер/метр;

— настраиваем тракт записи по современным методикам и точным откалиброванным приборам, подстраивая ток подмагничивания под конкретный тип и экземпляр ленты;

— после настройки каждого магнитофона выдаём документацию, в которой указаны его амплитудно-частотные характеристики и прочие параметры, достигнутые в ходе настроек.

Ремонт и настройка в России, г. Москва: Александр, +7(903)963-90-67.

Ремонт и настройка в Украине, г. Киев: Николай Ярославович, +380 9693-961-38.

А жители Санкт-Петербурга могут обратиться ко мне на странице "Контакты".

A N

20 сентября 2015 года. На главную Евгений Цветиков.