День рождения магнитофона









Из аналоговых способов записи звука наиболее широко известны механический, оптический и магнитный. Механический — это фонограф (1877, Т.А.Эдисон), а впоследствии граммофон (1888, Э.Берлинер), давший механической записи второе имя: грамзапись (именно с одной «м»). Известно устройство, сконструированное за 20 лет до изобретения Эдисоном его фонографа — фоноаутограф Леона Скотта, но оно не позволяло прослушать запись, поэтому практического интереса не имеет. Оптическая звукозапись (1907, Е.А.Ласт) несколько моложе механической и широко применяется в кинематографе, так как позволяет легко копировать и тиражировать звук вместе с изображением единым технологическим процессом. Именно благодаря оптической звукозаписи «великий немой» заговорил. Магнитная звукозапись является, пожалуй, самой молодой: хотя первый аппарат для магнитной записи на проволоку, намотанную на барабане, датчанин В.Поульсен создал в 1898-м году, тем не менее магнитофон и магнитная лента в привычном для нас виде были созданы только в 1935-м, когда кинематограф уже был с оптическим звуком, а выпуск грампластинок исчислялся миллионами. Однако в домашнем применении именно магнитофоны заняли главенствующее место: механическая запись в быту используется только для воспроизведения (то есть проигрывания) грампластинок на проигрывателях, чем сильно и проигрывает магнитной; оптическая и вовсе не используется, не найдя применения даже в любительских кинопроекторах.

Однако вернёмся в 1935-й год. На протяжении 10 дней, с 16 по 25 августа в Берлине проходила 12-я ежегодная Большая немецкая радиовыставка. К слову, в 1935-м году 16-е августа было пятницей, а 25-е — воскресеньем. В 4-м павильоне, где была представлена компания AEG, царили шум и хаос при большом стечении народа: пять магнитофонов орали песни, а представители компании наверняка давали возможность всем желающим, дождавшимся своей очереди, записать себя в микрофон и сразу же после записи прослушать. Примерно так на этой выставке впервые в мире широкой публике был представлен довольно компактный и теперь уже коммерчески доступный магнитофон. Вот картинка с этой выставки:

IFA-1935  (Мировая новинка от

 AEG Magnetophon K1

 Большая немецкая

 радиовыставка

 Берлин, 1935 г. 16.-25. Август)

Итак, 16 августа 1935 года — день выхода в свет первого на нашей планете аппарата для магнитной записи звука на 1/4" магнитную ленту, названного Магнетофон, модель К1. Буква К означает Koffer — чемодан, сундук, кофр. Символично, что имя собственное Магнетофон стало впоследствии нарицательным примерно так же, как стало нарицательным имя Ксерокс, и пусть никого не смущает буква Е в названии — просто в русском языке проверочное (базовое) слово «магнИт», поэтому мы пишем это имя через И, а в других европейских языках оно по-прежнему пишется через Е (впрочем, мы и Ксерокса оба раза пишем через КС, а не через «икс» за неимением в нашем алфавите такой буквы). Также вместе с магнитофоном были представлены и всеми нами любимые АЕГ-шные сердечники, хотя пока ещё диаметром 70 мм, и уже упомянутая 1/4"-ая магнитная лента толщиной 62 микрона на диацетатной основе с серым рабочим слоем из карбонильного железа. Строго говоря, ширина этой ленты была не 6.3, а 6.5 мм, так что в современных магнитофонах эта лента застрянет. Максимальный остаточный магнитный поток ленты достигал 760 нВб/м, что не так уж и плохо даже в XXI-м веке, а вот коэрцитивная сила была всего 37 эрстед. Для сравнения: у выпускавшейся в конце XX века ленты PER-528 эта сила на порядок больше, что означает на порядок же и более широкую полосу частот при прочих равных условиях.

Увы и ах, но в истории магнитофона не обошлось без неприятностей и курьёзов. Большой деревянный выставочный зал, в котором демонстрировались магнитофоны, сгорел в понедельник 19 августа 1935 года, через три дня после открытия выставки. Три человека погибли, хотя пожар был в нерабочее время. История умалчивает, были ли это случайные жертвы или сами поджигатели. Тем не менее, выставка продлилась до конца недели. Работая днём и ночью, разработчики AEG собрали из запчастей два новых аппарата. В интернете можно найти рекламный проспект будто бы магнитофона К1 будто бы от 1935-го года:

AEG K2

Этот проспект примечателен тем, что на нём помимо технических параметров и номера страницы указана цена: 1200 рейхсмарок. В 1934-м году доллар стоил 2,5 рейхсмарки, за год курс сильно не изменился. Средняя зарплата немецкого рабочего в 1935-м году была около 130 марок. А какие цены были в Германии в 1935-м году и что можно было купить на 130 марок?

    промтовары:
  • 1 пара мужской обуви максимум 14,5 марок (на одну зарплату можно купить 9 пар)
  • 1 пара женской обуви максимум 10,5 марок (12,4 пары)
  • мужской костюм готовый 30—70 марок (в среднем 50 марок или 2,6 костюма)
  • мужской костюм шитый у портного 95—275 марок (в среднем 185 марок или 0,7 костюма)
  • мужское пальто готовое 45—110 марок (в среднем 77,5 марок или 1,7 пальто)
  • мужское пальто шитое на заказ 90—275 марок (в среднем 182,5 марок или 0,7 пальто)
  • мужская сорочка 1,5—8 марок (в среднем 4,75 марок или 27,4 сорочек)
    продовольствие:
  • 1 кг черного хлеба 0,28 марки (на одну зарплату можно купить 464 кг)
  • 1 кг белого хлеба 0,36 марки (361 кг)
  • 1 кг свинины без костей 1,8 марки (72 кг)
  • 1 кг вареной колбасы 2,70 марки (48 кг)
  • 1 кг сахара 0,80 марки (162 кг)
  • 1 кг сливочного масла 3 марки (43 кг)

Если цены в марках умножить на 100, то есть передвинуть запятую на пару разрядов, то получается некоторое вполне приемлемое соответствие тогдашних немецких цен современным (дата написания статьи указана внизу страницы) российским: хлеб будет по 28-36 рублей за кг, свинина по 180, а колбаса по 270 — и это разумно, когда продукт (колбаса) дороже сырья (мясо). Сахар по 80 рублей у них был дороговат, а масло по 300 наоборот, дешевле нашего. А 1200 умножить на 100 получается 120.000? Да, порядок цен на старые Телефункены примерно такой и есть. Но ведь я же говорил и о курьёзах! Так вот самое курьёзное в этом проспекте то, что в нём изображён другой магнитофон, не К1. А какой же, спросите вы? На картинке представлена следующая модель К2, разработанная в 1936-м году и предназначенная для работы с лентой привычного нам рыжего цвета, поскольку её рабочий слой был уже из гамма-окиси железа Fe203. Впрочем, некоторые источники утверждают, что рыжая лента появилась лишь в 1939-м, а в 1936-м рабочий слой был чёрного цвета, поскольку состоял из другой ржавчины: Fe304. Как бы там ни было, но оригинальный К1 выпуска 1935 года протягивал ленту со скоростью 1 м/с, стоил 1350 рейхсмарок и выглядел так:

AEG K1

Из наиболее заметных внешних отличий — выдвинутая вперёд клавиша "Запись" (похоже, как будто бы ещё даже не красного цвета) и линейка механического "счётчика" метража ленты. Также немного отличается крышка блока головок — у модели К2 с левой стороны появилась выемка для размещения 4-й кнопки переключателя рода работ. Такая же выемка есть и справа для красоты и симметрии. Но для простого обывателя эти отличия несущественны, так что вряд ли кто-нибудь предъявил этой рекламе претензии, а любителям (да и профессионалам!) магнитной записи всё это не мешает отмечать 16 августа как Всемирный день рождения магнитофона!


2 марта 2019 года. На главную Евгений Цветиков.